Макрос

портал для бухгалтеров

Уменьшить транспортный налог

Множество автомобилистов задаются вопросом, как законно не платить транспортный налог. О том, что говорят нормы законодательства относительно транспортного налога (ТН), какие категории лиц могут не платить ТН, какими законными способами можно будет освободиться от его уплаты, можно узнать в рассматриваемой статье.

Содержание

Буква закона относительно транспортного налога

ТН ̶ это региональный сбор, и по этой же причине на региональном уровне принимается специальный закон, который регулирует не только налоговые ставки, сроки уплаты, а также льготы по нему.

Налоговым законодательством устанавливается, что размер ТН напрямую зависит от мощности мотора, то есть чем больше л. с. имеет двигатель, тем больше денежных сумм следует внести в казну владельцу машины.

На размер налога также влияет элитность автотранспортного средства. Список дорогостоящих автомобилей ежегодно подлежит публикации органами Федеральной власти.

Налог на транспорт обязательно должен быть оплачен собственником автомашины в предусмотренный законодательством срок, вне зависимости от того, в каком техсостоянии находится авто. Здесь также не имеет значение, есть ли у автовладельца водительские права или нет. Согласно законодательным нормам, автовладелец вправе ездить на машине самостоятельно, либо передать ее в доверительное управление.

Плательщиками ТН могут быть как физ. лица, так и организации. Объектами налогообложения являются любые автотранспортные средства (легковые машины, микроавтобусы, автобусы, мотоциклы и т. д).

Льготные категории автовладельцев

256 статья НК РФ предусматривает нижеуказанный перечень лиц, которые освобождены от уплаты ТН. Итак, эти льготники могут быть:

  • героями России и СССР;
  • гражданами, которые награждены орденами Славы всех ступеней;
  • участниками ВОВ;
  • гражданами, являющимися инвалидами первой и второй группы;
  • многодетными родителями;
  • владельцами легковых автомобилей с двигательной мощностью 70 лошадиных сил и т.д.

Одной из проблемной категории лиц являются многодетные родители. Причина кроется в том, что законодательные нормы федерального уровня конкретно не устанавливают количество детей в семье, чтобы последняя смогла получить статус многодетной семьи.

Например, в Москве многодетной является та семья, в которой воспитываются 3 и более детей. В определенных регионах, где уровень рождаемости сравнительно высок, минимальным количеством считается имение 4 (Башкирия, Кемеровская область и т.д.) или 5 (Красноярский край, Читинская область и т.д.) детей. В определенных регионов в список льготников могут быть отнесены также инвалиды третьей группы.

Законные способы, позволяющие освободиться от оплаты ТН

Существуют несколько законных способов освобождения от уплаты ТН. Итак, гражданин может освободиться от уплаты налога на транспорт, если:

  • Зарегистрирует свою машину на родственника, который имеет льготы. Перед тем как приступить к процессу перерегистрации, автовладельцу необходимо тщательно все обдумать, так как он может лишиться авто, если родственник забудет про порядочность.
  • Оформить документально предоставление услуг по обслуживанию своей машиной лицам, которые являются инвалидами. Чтобы у ИП не возникли проблемы с законодательством, ему рекомендуется заниматься этим не только на бумаге.
  • Переоформить автомашину на несовершеннолетнего гражданина. Платить ТН автовладелец может лишь после наступления совершеннолетия. Если гражданин имеет 2 и более детей, то ему рекомендуется переоформить машину на самого младшего из них.
  • Получит статус многодетного родителя. Для этого гражданину следует определить, сколько детей ему следует иметь в конкретном регионе.
  • Зарегистрировать свою машину, двигательная мощность, которой составляет более 250 л. с., в ином регионе, где налоговая ставка гораздо ниже, чем в остальных регионах. Следует учесть, что за мощные автомашины действуют повышенные ставки налогов. Раньше авто с мощным мотором регистрировали в ином регионе на доверенное лицо, что было довольно рискованно. Сейчас имеется более надежный способ обхода ТН для автомобилиста, кому следует найти друзей и знакомых, которые проживают в конкретном регионе, с целью оформить прописку на временной основе. После того, как гражданин получит отметку о временной прописке, он сможет поставить автотранспортное средство на учет в местном МРЭО.

Следует учесть, что на размер ТН влияет не город регистрации машины, а место прописки автовладельца.

В 2018 г. автовладельцам рекомендуется регистрировать ТС в определенных регионах, где имеются более выгодные условия по оплате налога. Этими регионами являются:

  • Ингушетия;
  • Крым;
  • Оренбургская область;
  • Томская область;
  • Забайкальский край и т. д.

После того, как автовладелец сменит регистрацию, ему следует в пределах 10-дневного срока подать заявление об изменении регистрационных данных в ГИБДД и оплатить госпошлину на выдачу новых бумаг.

  • Снимет машину с учета, поскольку налогообложению подлежат лишь те автотранспортные средства, которые регистрированы в ГИБДД. Для того чтобы снять машину с учета, нужно иметь основание, каковым может стать утилизация авто. Чтобы машина была утилизирована, необходимо чтобы:
  • она полностью укомплектована;
  • она на ходу;
  • ее возраст был больше 6 лет (новое авто не подлежит утилизации);
  • она принадлежала гражданину, как минимум, 6 месяцев.
Машины на иностранных номерах

Если автомобиль имеет иностранные номера, то он не подлежит налогообложению. Налог оплачивается в том государстве, в котором ТС зарегистрировано. Получается, если гражданин является подданным иной страны или управляет иностранной машиной по доверенности, то ему не придется оплатить ТН в РФ.

Необходимо учитывать, что управлять иностранной автомашиной на территории России можно лишь, как максимум, полгода, иначе автовладелец будет оштрафован в размере от 1500 до 2000 руб. По истечении 6-месяччного срока, автовладелец должен будет либо снова пересечь границу со страной, где оформлена машина, либо поставить авто на учет в РФ.

Можно ли получить транзитные номера, чтобы не платить ТН

Раньше множество автоводителей снимали автотранспортное средство с учета, получали номера ТРАНЗИТ и продолжали управлять машиной даже по истечении 20-дневного срока. Начиная с 2013 года регистрационные правила подверглись изменению, согласно которой номера ТРАНЗИТ автомобилисты могут получить лишь в том случае, если продали ТС иностранному лицу ̶ для вызова из территории РФ.

Если автомашину снять с учета по иным основаниям, то транзитные номера получить не удастся. Помимо того, если гражданин не выдаст старые знаки, то последние будут объявлены в розыск.

Так как управлять машиной без регистрации запрещается законодательством, то на гражданина, который нарушил это правило, налагается штраф, размер которого колеблется в пределах 500-800 рублей. За повторное нарушение указанного правила на автовладельца может быть наложен штраф в размере 5 тыс. рублей. Кроме того, автомобилист может быть лишен водительского удостоверения на срок от одного до трех месяцев.

Прекращение регистрации при продаже машины

ПОМНИТЕ! Каждый случай индивидуален. Возможно, чтобы избежать временных и денежных затрат лучше проконсультироваться со специалистом. Решить проблему

Граждане могут освободиться от уплаты ТН в том случае, если они снимут машину с учета в пределах 10-дневного срока с момента ее отчуждения. Если новый автовладелец не оформляет автотранспортное средство на себя, то налог на транспорт должен будет оплачиваться предыдущим владельцем. В таком случае, чтобы освободиться от уплаты ТН, гражданин должен пойти в ГИБДД и подать заявление о прекращении регистрации машины, в связи с ее отчуждением.

Помимо заявления бывший автовладелец должен предъявить в уполномоченный орган лишь паспорт.

Можно ли оплатить ТН, если машина находится в угоне

358 НК РФ устанавливает, что ТН на угнанные автотранспортные средства платить не нужно. Для того чтобы освободиться от уплаты налога, владелец угнанной машины должен предъявить в ОВД заявление об угоне авто, после чего будет возбуждено уголовное дело, а заявитель получит справку об угоне.

В заявлении следует указать данные насчет:

  • адресата;
  • заявителя (ФИО, паспортные и контактные данные);
  • обстоятельства дела.

В заявлении гражданин должен указать о том, что он предупрежден, что за заведомо ложный донос он будет привлечен к уголовной ответственности (ст. 306 УК РФ).

После получения справки об угоне гражданину следует подать оригинал этого документа в налоговую службу. ТН не будет начислен на протяжении всего времени, пока машину разыскивают сотрудники полиции.

Нужно ли платить Тн за машину, приобретенную по договору о лизинге

Если автотранспортное средство было приобретено по контракту о лизинге, то лизингополучатель не обязывается платить транспортный налог. В таком случае налогоплательщиком является тот, на имя которого оформлено транспортное средство, то есть лизинговая фирма.

Получается, в случае приобретения автомашины через процедуру лизинга, лизингополучатель освобождается от уплаты ТН до того момента, когда срок действия контракта не истечет.

Итак, от оплаты транспортного налога имеют право освободиться вышеуказанные категории лиц. Законодательство также предоставляет автомобилистам возможность законно не платить налог. Для этого существуют следующие законные способы освобождения от оплаты ТН:

  • продажа машины;
  • оформление авто на несовершеннолетнего ребенка;
  • получение статуса многодетной семьи;
  • регистрация автотранспортного средства в ином регионе, в котором действует низкая налоговая ставка, по сравнению с иными регионами и т.д.

Как законно не платить транспортный налог на автомобиль обновлено: Ноябрь 26, 2018 автором: admin

Что можно сделать

Вместе с налогообложением появились методики оптимизации (снижения) нагрузки на плательщиков. Но мало кто знает, что существуют способы, с помощью которых возможна оптимизация транспортного налога. Современные законы в нашей стране могут трактоваться по-разному, в том числе в пользу граждан, – в итоге получится внести налоговый платеж по минимально возможной ставке.

Что касается возможностей, как платить меньше, и каждый год экономить на ТН законно, то ее дает сам закон. Налог на транспорт относится к региональным, то есть размер его определяется муниципалитетом.

Важно! Есть одно общее в оплате налога на ТС, что обойти не удастся – это привязка тарифа к количеству лошадиных сил машины, то есть ее мощности.

Первый и самый легкий метод, как сэкономить на транспортном налоге с первых дней владения, – это правильный подход к регистрации ТС. Имеется в виду, выбрать тот регион страны, где зарегистрировать машину по налоговому тарифу выгоднее всего. Например, в Москве за машину до 100 л/с нужно платить 12 руб. за литр, в СПБ же эта ставка в 2 раза больше. То есть выгодней зарегистрировать автомобиль именно в столице и платить легально в 2 раза меньше.

Льготный тариф

Этот вариант, как можно уменьшить транспортный налог, подходит не всем, а только отдельным категориям граждан. В этом случае не будет уменьшения мощности двигателя, а уплачивается меньше за счет применения снижающих коэффициентов. Льготы четко прописаны в федеральных законах, также дополнительную экономию по этому налогу могут предложить региональные власти. Льготные категории:

  • Инвалиды 1, 2 группы, в отдельных регионах льгота предоставляется для инвалидов 3 группы.
  • Владельцы ТС с мощностью до 100 лошадиных сил при условии, что авто купили при помощи фонда социальной защиты.
  • Автотранспортные средства, которые принадлежат Минобороны, пожарным, уголовно-исполнительным органам.
  • Герои СССР и РФ.
  • Компании, которые занимаются перевозкой ТС, кроме такси.

Уйти от оплаты транспортного налога удастся собственникам, чей автомобиль числится в угоне. При условии, что подано заявление об этом факте в ГИБДД. Еще один способ, как не платить транспортный налог, – это иметь во владении машину с мощностью меньше 70 л/с, на такие транспортные средства платеж не налагается.

Если владелец не относится ни к одной из этих категорий, то обходом уплаты налога станет регистрация прав собственности на машину на человека, который является представителем такой категории льготников. Хорошо бы, чтобы это был близкий родственник, который, так сказать, не «кинет». Если это удастся сделать, то даже за автомобиль с мощностью 280 л/с вовсе не придется уплачивать налог.

Какие есть способы снижения налога на ТС?

Уменьшить транспортный налог на автомобиль можно, применяя способы, которые могут быть подразделены на следующие основные категории:

  1. Статусно-преференциальные.

Они предполагают уменьшение налога за счет приобретения налогоплательщиком того или иного льготного статуса. Например — пенсионера или ветерана труда. За счет применения установленной законом льготы возможно как значительное уменьшение, так и аннулирование налога на ТС.

Отметим, что статусно-преференциальные способы могут быть применимы и в случае с уплатой налога юридическим лицом в предусмотренных законом случаях.

  1. Технические.

Такие методы предполагают внесение определенных изменений в техническую документацию на ТС, на основе которой исчисляется налог. То есть — направленных на уменьшение налоговой базы.

Практические примеры таких способов:

  • уменьшение мощности ТС по техническому паспорту на основании дополнительной экспертизы (направленной на обнаружение ошибок в предыдущих измерениях);
  • уменьшение мощности ТС на основании произведенных результатов измерений ТС с большим пробегом и значительной степенью износа;
  • замена двигателя машины на менее мощный.
  1. Юрисдикционные.

Нахождение автомобиля в определенной территориальной юрисдикции может характеризоваться особыми условиями его налогообложения. Рассматриваемые методы предполагают поиск оптимальной юрисдикции для машины и осуществление необходимых юридических действий, направленных на практическое снижение налоговой нагрузки на владельца автомобиля.

Примеры юрисдикционных методов:

  • постановка ТС на учет в регионе с низкими ставками;
  • постановка ТС на учет в субъекте РФ с особыми льготами — теми, которые лучше всего подходят под социальный статус владельца автомобиля (в этом случае правомерно говорить о смешанном способе снижения налога, при котором применяются как юрисдикционный, так и статусно-преференциальный метод);
  • постановка ТС на учет в другом государстве;
  • снятие ТС с регистрации в какой-либо юрисдикции вообще.
  1. Экономические.

Они предполагают уменьшение налога за счет разрешенной законом корректировки налоговой базы. Самый популярный способ здесь — уменьшение базы за счет сокращения номинального срока владения ТС (при более длительном фактическом сроке эксплуатации автомобиля).

Ознакомимся с особенностями применения указанных выше способов снижения налоговой нагрузки на владельцев ТС подробнее.

Как применяются статусно-преференциальные методы снижения налога на ТС?

На уровне федерального законодательства по налогу на ТС установлена, фактически, только одна льгота — в виде вычета по соответствующему налогу, который уменьшается на сумму уплаченных владельцем ТС платежей в систему «Платон» (статья 361.1 НК РФ). В данном случае речь идет о большегрузных автомобилях. Очевидно, что «льготой» в традиционном смысле отраженную в законе преференцию назвать нельзя, поскольку фактическая платежная нагрузка не уменьшается — она лишь переносится в сферу расчетов в рамках «Платона».

Вместе с тем, на региональном уровне могут устанавливаться дополнительные льготы по транспортному налогу — в том числе, безусловно, те, что вполне соответствуют их традиционному определению. То есть — льготы, предполагающие уменьшение или сведение к нулю величины налога на ТС.

Перечни льготных категорий владельцев ТС могут сильно разниться от одного региона к другому. Так, в российской столице от уплаты налога полностью освобождены, в частности:

  • граждане с инвалидностью 1 и 2 группы;
  • граждане, опекающие детей с инвалидностью;
  • ветераны боевых действий;
  • многодетные отцы и матери.

Полный перечень льготников, установленный столичными законодателями, приведен в статье 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 года № 33. Он может время от времени меняться в соответствии с принимаемыми поправками.

Налогоплательщик, осведомленный о региональных нормах, которые определяют, кто может не платить транспортный налог, может применить рассматриваемый метод:

  • став льготником — например, оформив удостоверение ветерана труда;
  • переоформив автомобиль на льготника — например, близкого родственника.

Отметим, что статусно-преференциальный метод снижения налоговой нагрузки для владельцев ТС позволяет уменьшить или аннулировать налог, как правило, только на одно транспортное средство, принадлежащее налогоплательщику. При этом мощность такого ТС не должна превышать установленного законом порога. Как правило, это показатель до 200 лошадиных сил. Если налогоплательщик прямо не заявил, на какой автомобиль льготу необходимо распространять — если у него несколько машин, то ФНС в общем случае распространяет льготу на автомобиль, по которому исчислен наибольший налог. То есть — на более мощное ТС.

Применению подлежит обычно только 1 льгота — на выбор налогоплательщика, если у него есть несколько оснований для получения льгот.

Чтобы использовать преференцию по уплате налога на основании льготного статуса владельцу ТС необходимо обратиться в региональное отделение ФНС с заявлением по установленной форме. К нему потребуется приложить документы, удостоверяющие право на налоговую преференцию — например, копию удостоверения ветерана труда. Если автомобиль переоформлен на родственника — попросить его сделать то же самое.

Примечательно, что во многих регионах льготы по налогу на ТС установлены не только для физических, но и для юридических лиц. Например, к числу таких юрлиц в Москве относятся транспортные компании, оказывающих услуги по перевозке граждан общественным транспортом — кроме такси.

Технико-корректирующие методы снижения налога на ТС: нюансы

Рассматриваемые методы могут применяться в рамках следующих распространенных сценариев:

  • Когда в техпаспорте заявлена более высокая мощность в сравнении с реальной.

Бывает так, что на заводе-изготовителе ТС при измерении мощности двигателя выпускаемого автомобиля допускаются неточности, вследствие чего такая мощность необоснованно завышается по итогам тестов (соответственно, отражается затем в техпаспорте). Еще один фактор — физический износ автомобиля с течением времени. Как правило, реальная мощность по мере этого износа снижается.

На практике даже самое незначительное завышение мощности может привести к заметному изменению величины налоговой базы (и даже влиять на ее появление в принципе). Так, если регионом установлено, что автомобиль освобождается от налогообложения по льготе, только если имеет мощность не более 70 л.с., то при наличии в ПТС записи о мощности в 71 л.с. преференцию применить будет нельзя.

Еще один пример: бывает, что по автомобилям, имеющим заданный интервал мощности, налог считается по одной ставке, а по более мощным — с применением другой, во многих случаях несоизмеримо более высокой ставки. Так, в Москве ставка для машин мощностью до 100 л.с. включительно составляет 12 рублей за 1 л.с. А если машина имеет мощностью от 101 до 125 л.с., то ставка по ней более чем вдвое выше — 25 рублей за 1 л.с.

Конечно, на практике различия между реальной и номинальной мощностями машины, как правило, невелики. Но если мощность машины по ПТС близка к пограничному значению — при соответствии которому возможно применение значительно меньшей ставки, то, безусловно, имеет смысл проверить, быть может, реальная мощность соответствует этому значению или даже ниже него.

Для этого нужно — в случае, если есть подозрения на ошибку в измерениях мощности двигателя ТС на заводе:

  1. Обратиться к организации, у которой автомобиль был куплен.

Предполагается, таким образом, что у ТС будет один владелец в статусе физлица. При «цепочке» продаж, когда машина покупается с рук, рассматриваемый способ будет крайне проблематично осуществить на практике — не считая того обстоятельства, что даже при прямом взаимодействии дилера и покупателя могут быть сложности.

Задача обращения к дилеру — получение заключения о технических параметрах транспортного средства. Сущность данного заключения — удостоверение того факта, что владелец ТС не вносил каких-либо технических изменений в автомобиль в ходе эксплуатации. Чтобы проверить это, дилер осмотрит автомобиль и сопоставит результаты такого осмотра с содержанием имеющихся документов по ТС. Затем — выдаст техническое заключение.

  1. Обратиться в экспертную организацию для удостоверения фактического расхождения между номинальной и реальной мощностями автомобиля.

Там также произведут необходимые измерения, проверят имеющиеся документы по автомобилю. Затем — выдадут заключение о том, какова реальная мощность двигателя ТС.

  1. Обратиться в ГИБДД за корректировкой (или получением нового) ПТС с правильной мощностью автомобиля.

В случае, если у налогоплательщика есть подозрения на уменьшение мощности ТС вследствие износа автомобиля, то ему нужно:

  1. Обратиться в экспертную организацию для установления фактической мощности ТС.

Там будут проведены, в целом, аналогичные процедуры, если сравнивать с предыдущим сценарием обращения за экспертизой — проведение измерений, изучение документов по автомобилю. По завершении данных процедур на руках у автовладельца будет документ, удостоверяющий фактическую мощность двигателя ТС.

  1. Обратиться в ГИБДД с заявлением о корректировке мощности двигателя в ПТС.

К заявлению будут прилагаться копии документов, удостоверяющих результаты экспертизы двигателя машины.

Отметим, что сведения об экспертных центрах, которым в ГИБДД склонны доверять при рассмотрении заявлений об изменении мощности двигателя по ПТС, можно запросить в самой инспекции предварительно.

После того как мощность в документах исправили, следует проследить, чтобы эта информация дошла и до ФНС. Для этого представьте в налоговую инспекцию по месту прописки копии новых документов на автомобиль (СТС и ПТС).

Ожидаемый конечный результат в обоих сценариях — получение ПТС с обновленной величиной мощности машины. Копию данного документа (при необходимости подтвержденную результатами экспертиз) необходимо отнести в территориальное представительство ФНС — чтобы налоговики затем считали транспортный налог на основании измененной налоговой базы.

Еще один технико-корректирующий метод — установка на ТС двигателя меньшей мощности. Это сложная, но, в целом, технически отработанная многими автомастерскими процедура. Бывает, что в одном модельном ряду производитель автомобиля применяет несколько разных по мощности, и при этом практически полностью взаимозаменяемых двигателей. В исключительных случаях на машину может быть поставлен двигатель от другой марки автомобиля.

Процедура замены двигателя предполагает:

  • согласование такой замены в ГИБДД с получением разрешения на ее проведение;
  • собственно, замену — в имеющей необходимую сертификацию автомастерской;
  • удостоверение результатов замены двигателя в отдельных документах;
  • последующее обращение в ГИБДД в целях технической проверки автомобиля с обновленным двигателем и получение нового ПТС.

Затем — как и в предыдущем случае, нужно проинформировать ФНС об изменении налоговой базы по автомобилю. Очень важно соблюдать приведенную выше последовательность действий. Если произвести замену двигателя без согласования с ГИБДД, то провести успешную техническую проверку автомобиля впоследствии будет практически невозможно.

Какие есть юрисдикционные методы снижения налога на ТС?

Выше мы отметили, что сущность юрисдикционных методов уменьшения налога на ТС — перемещение автомобиля в «выгодную» юрисдикцию — ту, в которой, в частности:

  • применимы удобные для владельца ТС льготы;
  • действуют пониженные ставки по налогу.

Основной критерий привязки ТС к той или иной юрисдикции — место проживания его владельца. Он подтверждается штампом о прописке в паспорте гражданина (и соответствующими записями в реестрах МВД). Поэтому, чтобы сменить юрисдикцию автомобиля, его владелец должен прописаться в другом субъекте РФ.

То, в каком регионе автомобиль поставлен на учет в ГИБДД при покупке, значения не имеет в принципе.

Прописавшись в «выгодной» для себя юрисдикции, владелец ТС должен направить в ГИБДД заявление на корректировку регистрационных сведений. После необходимые данные будут переданы в ФНС в установленном законом порядке, как следствие — налогоплательщик будет получать уведомления о необходимости уплаты налога на ТС, который исчислен с учетом льготных условий, которые доступны для жителей региона.

«Выгодная» юрисдикция может быть и иностранной. Дело в том, что за автомобиль, имеющий иностранный номер, налог на ТС не платится — поскольку он исчисляется и платится в бюджет в той стране, где зарегистрирован автомобиль. При этом, следует иметь в виду, что управлять автомобилем с иностранными номерами в России можно не более полугода после пересечения границы с РФ. После — нужно вывозить автомобиль за пределы таможенной зоны, а затем ввозить обратно — чтобы данный срок отсчитывался заново. Иначе автовладельца ждет штраф, сопоставимый с величиной налога на ТС — до 2000 рублей по ст. 19.22 КоАП РФ.

Юрисдикционным методом снижения налога на ТС могут пользоваться как граждане, так и юридические лица. При этом, у организаций есть в этом смысле ряд преференций. Дело в том, что юрисдикция автомобилей, которые принадлежат юрлицам, определяется как раз исходя из фактического места нахождения ТС. То, в каком регионе юрлицо поставлено на учет, принципиального значения не имеет — однако, играет роль место фактического ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, на практике может сложиться ситуация, при которой у одного юрлица может быть несколько обособленных подразделений в разных субъектах РФ. Как следствие, на принадлежащие таким подразделениям автомобили будут начисляться налоги по разным правилам, установленным субъектами РФ — а не по тем, которые действуют в регионе, где фирма была зарегистрирована как хозяйствующий субъект.

Как следствие, владельцам бизнеса имеет смысл сконцентрировать те компетенции, что связаны с активным использованием транспорта, именно в «выгодных» юрисдикциях, а в тех, что наименее выгодны — машины по возможности не использовать.

Частный случай применения юрисдикционного метода — исключение ТС из какой-либо юрисдикции в принципе. То есть — снятие автомобиля с учета в ГИБДД. В этом случае на ТС не начисляется транспортный налог. Статус «снятого» с учета ТС автомобиль может иметь неограниченно долгий срок. При необходимости машину можно поставить на учет обратно. Однако пользоваться ТС, не поставленным на учет, нельзя.

Экономические способы снижения налога на ТС: нюансы

Главный из экономических способов уменьшения налога на ТС — это установление номинальной налоговой базы более низкой в сравнении с той, что характеризует реальный ход эксплуатации автомобиля.

Один из типичных примеров экономических способов уменьшения транспортного налога — постановка ТС на учет в дату, при которой налог на автомобиль за соответствующий месяц не будет начислен. А именно — постановка машины на учет не ранее 16 числа месяца. В этом случае налог за этот месяц не начисляется. Считаться он будет только за полные месяцы.

В свою очередь, если снять автомобиль с учета — как вариант, при продаже, не позднее 15 числа месяца, то и за месяц, в котором осуществлена продажа, налог исчислен не будет.

Теоретически, можно поставить машину на учет, к примеру, 16 июня, а снять — 14 июля. Несмотря на то, что машина будет почти месяц числиться как имущество человека, в качестве объекта налогообложения ТС не рассматривается — ФНС не сможет начислить налог на данное ТС по закону.

Итак, налог не платится за тот месяц, в котором:

  • машина была поставлена на учет 16 числа и позднее;
  • машина была снята с учета не позднее 15 числа.

Обычное основание для постановки и снятия на учет — переход права собственности на ТС от одного владельца к другому.

Как не надо снижать налог на ТС

Весьма полезно рассмотреть те методы, направленные на уменьшение налога на ТС, которые, с одной стороны, достаточно популярны (сейчас или когда-то были), с другой — совершенно бесполезны на практике.

К числу «бесполезных» методов уменьшения налога можно отнести:

  1. Оформление транзитных номеров.

Данный способ, действительно, был популярен ранее. Автовладельцы, сняв ТС с учета, оформляли транзитный номер и ездили на нем неопределенно долгий срок, не уплачивая налогов.

Однако, с 2013 года транзитные номера выдаются в крайне ограниченном спектре правоотношений — в частности, при реализации ТС лицу, представляющему другое государство. Назначение транзитного номера в данном случае вполне определенное — применение при вывозе ТС за границу.

  1. Регистрация автомобиля на гражданина до 18 лет.

Имущественные налоги — включая транспортный, платятся вне зависимости от возраста владельца объекта налогообложения. Поэтому, переоформив машину на несовершеннолетнего, фактический пользователь ТС попросту переложит обязанность по уплате налога на молодого гражданина. А если он — ребенок владельца ТС, то именно взрослый в соответствии с Семейным Кодексом должен будет заплатить налог за несовершеннолетнего.

  1. Переоформление ТС с физлица на организацию.

Транспортный налог — универсальный. Он рассчитывается по одним и тем же принципам и физлицами и организациями. При этом в случае с физлицами налог считает ФНС, а организации должны исчислять его самостоятельно. Поэтому, при переводе ТС на юрлицо сэкономить не просто не получится, но и потребуется тратить дополнительное время на расчет налога.

Исключение — ситуация, при которой регионом, как в случае с Москвой, установлены льготы конкретно для юрлиц, и у фактического владельца автомобиля, связанного с тем или иным юрлицом, имеется желание такие льготы использовать на практике.

Nissan Fuga Юридические тонкости ›
Бортжурнал ›
Уменьшаем размер транспортного налога: Часть №1

Доброго времени суток уважаемые читатели моего БЖ. Сегодня я поделюсь с вами механизмом снижения размера транспортного налога на своем автомобиле.
Сразу отмечу, что это происходит на территории г. Хабаровска, Хабаровского края.
Итак, после покупки Nissan Fuga в ПТС были сведения о количестве лошадиных сил (далее — л/с) — 280!
При покупке. я не обращал внимания на этот факт, т.к. это меньше всего меня волновало, учитывая всю схему покупки. Еще при регистрации Фуги я заранее знал, что следующим этапом, после оформления проблемных документов (читай в моем блогеКак я приобрел автомобиль с проблемными документами), следом пойду занижать количество лошадиных сил.

Отступлю немного: в нашем городе авто у которых выше 250 л/с налог считается из суммы: 150 руб. =1 л/с. соответственно, в моем случае это бы было: 280*150=42000 руб./год (если где то я не прав, поправьте и я исправлю)

С момента покупки я начал изучать комплектации Nissan Fuga, то обнаружил, что с двигателем 2,5 литра, сумма л/с составляет всего 210, но по не понятным причинам в ПТС стояли 280 л/с.
В моем городе есть такой способ изменения суммы л/с, как заключение специалиста в организации, имеющей соответствующую лицензию, но этот способ подходит только для авто — конструкторов, у которых осуществлялась замена агрегатов и т.д.
Еще при восстановлении документов на мой авто я делал такое заключение, но в ГИБДД у меня его не приняли, сослались на звезды… Я не стал скандалить т.к. первоочередное было восстановление документов.
После всего, я выяснил, что у Фуги с двигателем 2,5 литра сумма л/с составляет 210 и размер транспортного налога предполагается 210 л/с*60 руб.=12600 руб.
В итоге, будучи собственником моей Фуги я вновь обратился в эту организацию, получил заключение (460 руб.), в котором было указано, что у меня 210 л/с

Нужный нам документ ; оплатил госпошлину (850 руб.); написал в ГИБДД соответствующее заявление

Заявление в ГИБДД и предъявил его специалисту отдела регистрации ГИБДД.
Да, при предъявлении вышеперечисленных документов, сотрудник отказался их принимать по следующей причине: «У Вас в авто замена агрегатов на основании СКТС, в которой было указано что в авто 280 л/с, в связи с этим снижение не допустимо» …

сведения в ПТС об СКТС
На этот монолог я ответил, что не намерен сейчас спорить, в связи с чем, предлагаю либо принять документы и изменить сведения в регистрационных документах, либо выдать письменный отказ, с которым я через суд восстановлю свои права, которые этот специалист нарушает во время оказания мне Государственной услуги!;)
После чего, документы приняты, и через час я получил: ПТС с внесенными изменениями и новое свидетельство о регистрации с суммой л/с — 210.

Новое свидетельство о регистрации (старое забыл сфоткать)

ПТС до изменений

ПТС после изменений

На вопросы которые вы зададите постараюсь максимально ответить.
Всем добросовестных госслужащих и законных действий с их стороны!
С уважением, Д.С. Булгаков.

Владельцы автотранспортных средств знают, что содержание автомобиля обходится ежегодно в кругленькую сумму. ГСМ постоянно дорожает, цены за платные парковки растут, госпошлины увеличиваются. Можно ли законно снизить транспортный налог и что для этого предпринять.

Налогооблагаемая база

Что облагается налогом на транспорт? ТН (транспортным налогом) облагаются наземные, водные и воздушные виды транспорта, зарегистрированные в соответствующих государственных органах. Его уплачивают все владельцы ТС (транспортных средств), в том числе организации. При этом налоговая ставка устанавливается региональными властями.

Физические лица ежегодно получают от ФНС уведомление с расчетом суммы сбора. Предприятия рассчитывают величину взноса самостоятельно и подают налоговую декларацию.

Рассчитывается сбор путем умножения тарифа на мощность двигателя, выраженную в лошадиных силах. Если владение автотранспортом было меньше календарного года, то получившееся число делят на 12 и умножают на количество месяцев фактического владения. Оплата должна быть произведена не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, основными критериями, влияющими на размер платежа являются:

  • ставка;
  • мощность двигателя;
  • период владения.

Справка: Так как налоговая ставка устанавливается регионами самостоятельно, сумма платежа за идентичное автотранспортное средство в разных городах может существенно отличаться.

Что является налогооблагаемой базой

По закону в роли налогоплательщика выступает гражданин, на которого зарегистрировано ТС. В том числе это может быть физическое лицо, юридическое лицо или компания.
Налогом облагаются любые транспортные средства: от простых легковушек, до микроавтобусов, а также мотоциклы и мотороллеры. Есть ряд ТС, которые налогом не облагаются вообще. В их число входит:

  • Автомобили угнанные и находящиеся в розыске при условии, что владелец может документально подтвердить факт угона;
  • Легковые автомобили для лиц с инвалидностью, малолитражки, мощность которых до 100 лошадиных сил;
  • Моторные лодки, мощность двигателя которых не больше 5 л.с. и лодки, управляемые вёслами;
  • Промышленные морские и речные суда (грузовые и пассажирские), которые находятся в собственности ИП и организаций, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками;
  • Тракторы и комбайны любых марок, являющиеся собственностью сельхозпроизводителей и непосредственно занятые в производстве сельхозпродукции;
  • ТС, принадлежащие органам исполнительной власти и федеральным органам;
  • Вертолёты и самолёты санавиации;
  • Морские плавучие или стационарные платформы, включая буровые суда.

В остальном действие закона распространяется на самолёты, яхты и водный транспорт, снегоходы и прочие средства, которые можно отнести к транспортным средствам, являющимся чьей-то частной собственностью.

К категории льготников, освобождающихся от уплаты налога, относят:

  1. Участников ВОВ и ветеранов;
  2. Родителей, на попечении которых ребёнок-инвалид;
  3. Пострадавших от аварии на ЧАЭС;
  4. Инвалидов 1 и 2 группы (инвалидность с детства или приобретённая).

Что влияет на величину транспортного налога

Ввиду непростой экономической ситуации в стране многие люди ищут пути сэкономить. Одной из серьёзных статей расходов является содержание собственного автомобиля, потому так важно знать, по какому принципу начисляется транспортный налог.
Сегодня ФНС при определении счета на оплату собственнику ТС берет в учёт такие факторы:

  • Место постановки автомобиля на учёт;
  • Категорию машины;
  • Мощность двигателя;
  • Дату выпуска машины и период, на протяжении которого собственник владеет этим транспортным средством.

Прежде чем использовать калькулятор, сперва необходимо ознакомиться со ставкой тарифа, которая определяется для каждого региона в стране отдельно. Например, при мощности двигателя до 100 лошадиных сил минимальный налог может быть 0, а может быть и 25 единиц за одну лошадиную силу. От 100 до 150 лошадиных сил – ставка от 0 до 35 единиц в разных регионах и так далее.
На основании этих данных можно полагать, что в некоторых регионах за самые слабые автомобили могут вообще не взимать налог.

Пример. Попробуем рассчитать минимальную ставку для Mercedes GL (557 л.с.). Для такой мощности двигателя установлен тариф 1,5, который умножаем на 557 = 835,5 рубля ежегодно необходимо платить владельцу. Максимальная сумма к уплате будет, если в регионе ставка равна 150. Умножим ставку на мощность двигателя, получим почти 84 тысячи рублей в год.

В таких ситуациях автовладельцы задаются вопросом, за что они платят и почему так дорого?
Недовольных этим сбором много и уже несколько раз поднималась тема отмены налога.

Ключевая проблема в этом случае – ставка определяется, исходя из мощности и не отражает реальной частоты использования транспортного средства.

Логично полагать, что чем чаще автовладелец пользуется ТС, тем больше он должен платить, но пока что условия для всех одинаковые.
Партия ЛДПР предлагала отменить транспортный налог в 2017 году, тогда законопроект не прошёл. Пока что нет оснований полагать, что в 2019 отмена все же состоится. Поэтому разберёмся в легальных и нелегальных способах, как платить меньше.

Законные варианты уменьшить сумму транспортного налога

Проще всего это сделать владельцам ТС мощностью не более 150 лошадиных сил. Самый доступный вариант – зарегистрировать своего железного коня в той республике или в том регионе, где ставка самая низкая. Но здесь нужно помнить о важном моменте – сам владелец машины тоже должен быть прописан в этом регионе.
Не имеет значения, временная у него регистрация или постоянная. Поэтому можно пойти на хитрость и прописаться у близких родственников, после чего пойти в РЭП ГИБДД с отметкой о временной регистрации, получить которую можно в паспортном столе. С помощью такого метода налог в разы уменьшается.

Пример. В Москве за спортивную машину 300 л.с. в год потребуется уплатить около 45 тысяч рублей, в то время как в Адыгее – всего 20 тысяч.

Поставить ТС на учёт можно и через доверенное лицо – близкого друга или родственника. В этом случае ставку налога можно снизить, но ввиду того, что никаких официальных документов не оформляется, человек может попросту не вернуть машину. Или если с гражданином, на которого оформлен автомобиль, что-то случится, есть риск, что наследники не захотят расставаться с имуществом и вникать во все эти сложности.
Ещё один вариант, как уменьшить налог на автомобиль – использовать транзитные номера. На основании приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 регистрационные действия относительно такой машины не осуществляются. Есть и нюансы – пользоваться транзитным номером можно не больше 20 календарных дней, как только право собственности на ТС будет официально зарегистрировано, автовладелец уже будет обязан платить транспортный налог в ФНС.
Кроме того, необходимо понимать, что получить транзитные номера не всегда можно. Они даются только если на конкретном автомобиле владелец покидает пределы страны или если машину требуется перегнать обратно производителю с целью провести доработку. Третий вариант получить транзитные номера – перевезти машину, чтобы продать её.
Транспортный налог для юридических лиц может быть снижен за счёт уменьшения мощности двигателя. Дело в том, что у машин старше 10 лет наблюдается падение мощности, поэтому потребуется заказать и оплатить специализированную экспертизу. С полученным документом нужно идти в ГАИ, где внесут изменения в технические документы на машину, после чего уведомят об этом факте фискальную службу.
Если машина находится в угоне, платить за неё транспортный налог не требуется вообще. Обязательным условием для этого является наличие документов, доказывающих факт кражи. Все эти моменты подробно прописаны в ст.358 НК РФ. В свою очередь п.5 приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 говорит о том, что в случае с кражей ТС его регистрация автоматически прекращается.
Аналогично следует поступить автолюбителю, машина которого неисправна и по какой-то причине пока что чинить её он не собирается. Для этого необходимо пойти в ГАИ, взяв с собой паспорт на машину, регистрационные документы и его номерные знаки, чтобы сняться с учёта. Это тоже позволит не платить налог за автомобиль вообще до тех пор, пока владелец вновь не пройдёт регистрацию и не отремонтирует ТС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх