Макрос

портал для бухгалтеров

Поле 101 платежного поручения

Как заполнять поле 101 «Статус плательщика» в платежном поручении?

Вопрос:
Буду благодарна, если объясните заполнение в платёжном поручении реквизита — поле 101. Была в налоговой и платёжки по страховым взносам во внебюджетные фонды не пришли и объяснили, что возможно неправильно заполнено поле 101. Как правильно заполнить? Я ИП и имею работников.
Ответ:Согласно принятому 24 июля 2009 года Федеральному закону № 212-ФЗ с 1 января 2010 года в России упразднён единый социальный налог, а вместо него вводятся страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.
И по каждому виду платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования оформляются отдельные платёжные поручения.
Недопонимание правил заполнения платёжных поручений (документов) иногда действительно приводит налогоплательщика к ошибкам в заполнении поля 101 “Статус плательщика” при уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Ваша задача — правильно определить свой статус плательщика по перечислениям. Приведу пояснение и пример — которые, надеюсь, вам помогут определиться.
Статус плательщика с 2014 года расписан в Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. В поле 101 платёжного поручения указывается двузначный показатель статуса налогоплательщика и этот показатель теперь может принимать значения от 01 до 26.
Все плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы на коды бюджетной классификации, администратором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации и в поле 101 платёжного поручения указывается статус лица, оформившего расчётный документ, так:

  • 09 – налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель;
  • 14 — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.

Так, например, Отделение ПФР по Курганской области предупреждает, что заполнение статуса лица, оформившего платежный документ, является обязательным для заполнения, идаётсвоим клиентам следующие пояснения по заполнению статуса плательщика:
В поле 101 указывается одно из следующих значений налогоплательщика (плательщика сборов) :

  • 09 — индивидуальный предприниматель;
  • 10 — нотариус, занимающийся частной практикой;
  • 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • 12 — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • 14 — плательщик, производящий выплаты физическим лицам.

Пример: при уплате страховых взносов в поле 101 организация указывает статус 14. То же значение отражают в платёжке индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, главы крестьянских/фермерских хозяйств при уплате страховых взносов за своих работников. А при уплате страховых взносов за себя — в поле 101 предприниматель должен указать статус 09, нотариус — 10, адвокат — 11, глава крестьянского/фермерского хозяйства при уплате за себя и членов — 12.
Для сведения:
При платежах в бюджетную систему РФ поле 101 заполняется: — в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. А ниже показано, где находится в платежном поручение 101 поле:

Поле 101
Весь перечень статусов лиц оформляющих платёжные документы, т.е. статусы плательщиков, которые действуют согласно Приказа Министерства финансов РФ от 12.11.2013 N 107н (в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н) с 1 января 2014 года вы можете посмотреть ниже:

Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы ((в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н)
06 Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н)
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Дополнения к ответу внесены с учётом изменений нормативной базы — 15.01.2017 г.

Что указывать

Соответствующий статус составителя в платежном поручении по подоходному налогу и иным обязательным платежам в бюджетную систему в 2017 году и в дальнейшем проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.

Обращаем ваше внимание, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции. Изменения внёс приказ Минфина № 58н от 05 апреля 2017 года. Он действует с 25.04.2017 (и частично с 02.10.2017). Причина, по которой были обновлены трактовки кодов – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). По этой причине статус составителя надо указывать с учётом этих изменений.

Статус составителя 01 и 02
Код Ситуация
1 Применяют исключительно организации (ЮЛ), на которых лежит обязанность по уплате:
• налогов;
• сборов;
• страховых взносов;
• иных платежей, которые курируют налоговики.
2 Применяют не только организации, но и индивидуальные предприниматели, когда выполняют свои обязанности как налоговые агенты:
• по подоходному налогу с физических лиц (ст. 226 НК РФ и др.);
• НДС (ст. 161 НК РФ);
• налогу на прибыль (п. 3 ст. 275, п. 4 и 5 ст. 286 НК РФ).
Это те фирмы и ИП, которые в силу прямого указания закона обязаны самостоятельно рассчитывать, удерживать с выплаченных своему персоналу/ иным физлицам доходов НДФЛ и перечислять его в казну.

Как видно, проставление в платёжке статуса составителя – 01 или 02 – зависит от статуса – плательщик либо налоговый агент.

Также см. «Платёжки ИП: какой указывать статус составителя».

Неверный статус плательщика: порядок действий

При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2019 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.

Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.

Возможен второй вариант для исправления ошибки:

  • перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
  • возвратить лишнюю уплаченную сумму.

Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.

Также вам может быть интересна статья о том, как зачесть переплату по налогу на прибыль.

Поле 101 в платежном поручении 2019 года

Согласно приложению 5 приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н, в поле 101 указывается информация, идентифицирующая плательщика денежных средств. Заполнение этой графы является обязательным, ведь если ее оставить пустой, то платеж не дойдет до получателя. Если же в нее внесен неверный статус плательщика, то платеж дойдет до адресата, но при условии, что в поручении правильно указан код бюджетной классификации.

В настоящее время законодательство предусматривает 25 кодов, предназначенных для заполнения данной графы. Рассмотрим существующие показатели статуса 101 в платежном поручении 2019 года в таблице, составленной на основании приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Код

Расшифровка

01

Налогоплательщик, плательщик сборов и взносов, администрируемых налоговыми органами — юридическое лицо

02

Налоговый агент

03

Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

04

Налоговый орган

05

ФССП и ее территориальные органы

06

Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо

07

Таможенный орган

08

Организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие платежи в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

09

Налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых налоговыми органами) — индивидуальный предприниматель

10

Налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых налоговыми органами) — нотариус, занимающийся частной практикой

11

Налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых налоговыми органами) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет

12

Налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых налоговыми органами) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства

13

Налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — физическое лицо

15

Кредитная организация или ее филиал, платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц

16

Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо

17

Участник внешнеэкономической деятельности — ИП

18

Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей

19

Организации, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

20

Кредитная организация или ее филиал, платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

21

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

22

Участник консолидированной группы налогоплательщиков

23

Фонд социального страхования Российской Федерации

24

Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)

25

Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции

26

Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

При внимательном чтении таблицы можно заметить, что в ней отсутствует код «14», который в первоначальном варианте Приказа был предназначен для обозначения налогоплательщиков, осуществляющих выплаты физическим лицам. Исключение этого кода законодателями связано с тем, что банковская система не принимала платежи с этим значением. Для исправления этого явления необходимо вносить изменения в программное обеспечение банковской системы, на что может понадобиться, как минимум, полгода. Об этом говорит Письмо Минфина от 3 февраля 2017 года № ЗН-4-1/1931@. Также в этом документе имеется перечень кодов, которые рекомендуется использовать для заполнения в платежном поручении поля 101 для плательщиков страховых взносов:

  • код «01» — юридические лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • коды «09», «10», «11», «12» — индивидуальные предприниматели;
  • код «13» — физические лица.

Отметим, что код «09» должны ставить индивидуальные предприниматели вне зависимости от того, перечисляют они взносы за себя или за сотрудников.

Что касается плательщиков, которые указывали код «14» или неправильно определили свой статус, в отношении их платежей Налоговая служба проведет оперативную работу по уточнению их статуса. Она будет произведена без внесения записи в Ведомость невыясненных поступлений и без требования уточняющих документов от плательщика. А карточки «Расчеты с бюджетом» будут автоматически перекодированы.

Платежное поручение: особенности составления документа

Надо отметить, что в сфере подготовки бухгалтерской и налоговой документации очень часто происходят какие-либо изменения. Однако наступление 2018 года не ознаменовалось внесением корректировок в структуру платежных поручений. При составлении банковских платежек используются те же самые бланки, что и раньше. Поэтому предпринимателям, руководителям юридических лиц, бухгалтерам и прочим специалистам не нужно привыкать к новым формам таких документов.

Общая структура платежки, нумерация и наименования её полей регламентируются нормативами, установленными Центробанком РФ еще в 2012 году.

Как и прежде, стандартная форма данного документа предусматривает необходимость указания в нем статуса плательщика.

Как уже упоминалось ранее, обозначение статуса плательщика производится заполнением поля 101 в бланке платежного поручения. Чтобы указать данный реквизит, необходимо прописать в этом поле особый код, состоящий из двух символов – цифр. Такая кодировка позволяет однозначно идентифицировать два существенных параметра банковской операции:

  • тип субъекта, совершающего оплату;
  • целевое назначение безналичного платежа, оформляемого поручением.

Необходимо прописывать статус плательщика для составления поручения банку, если погашаются обязательства по налогам, взносам на страхование, другим платежам, имеющим обязательный характер. Не требуется заполнять поле 101, когда субъект предпринимательства совершает безналичную оплату счетов, выставляемых его контрагентами.

Расположение поля 101 на квитанции

Как обозначить статус плательщика

Поручения банку для оплаты налоговых обязательств и взносов по страхованию заполняются согласно правилам, установленным Минфином РФ (2013 год). Действие данных регламентов продолжается и в наступившем 2018 году. Важное обстоятельство – налоги, взносы по страхованию с 2017 года могут уплачиваться третьими лицами вместо непосредственных плательщиков, имеющих обязательства перед бюджетом и соответствующими фондами. Это могут быть обычные граждане, индивидуальные предприниматели, организации. Сторонние субъекты при составлении платежных поручений должны руководствоваться теми же правилами, что и непосредственные плательщики.

Перечень стандартных кодов для обозначения статуса плательщика в отдельном поле 101 регламентирован специальным нормативным актом Минфина РФ (приказ, утвержденный 12.11.2013).

Наименование кода

Код поля 101

Плательщик налогов, сборов, обладающий полномочиями юридического лица К.01
Субъект, выполняющий обязанности налогового агента К.02
Юридическое лицо, принимающее участие во внешнеэкономической деятельности К.06
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, перечисляющие прочие обязательные платежи в бюджет К.08
Плательщик налогов и сборов:

  • индивидуальный предприниматель
К.09
  • представитель нотариата, практикующий как частный нотариус
К.10
  • адвокат, являющийся учредителем адвокатского кабинета
К.11
  • субъект, возглавляющий фермерское (крестьянское) хозяйство
К.12
  • клиент банка, имеющий собственный счет и отнесенный к категории других физических лиц
К.13
Плательщик налогов, совершающий платежи в пользу физических лиц К.14
Физическое лицо, являющееся субъектом внешнеэкономической деятельности К.16
Индивидуальный предприниматель, участвующий во внешнеэкономической деятельности К.17
Субъект, обязанный по требованиям российского законодательства уплачивать таможенные платежи, но не имеющий статуса декларанта К.18
Юридические лица и их обособленные подразделения, удержавшие деньги из дохода (зарплаты) физического лица, являющегося должником, в счет выплаты его долгов перед бюджетом по исполнительному производству К.19
Субъект, являющийся ответственным участником объединенной (консолидированной) группы плательщиков налогов К.21
Лицо, участвующее в консолидированной группе плательщиков налогов К.22
Физическое лицо (гражданин), выступающее плательщиком прочих обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет К.24
Участники (учредители), владельцы активов организации-должника, имеющей статус унитарного предприятия, или сторонние субъекты, распорядившиеся о переводе денег для погашения долгов по обязательным платежам. В отношении данного должника применяются процедуры банкротства К.26
Кредитно-финансовые учреждения или их филиалы, распорядившиеся о переводе средств, ранее предоставленных бюджетной системой, не отправленных получателю и требующих возврата в ту же систему К.27
Лицо, обладающее статусом официального (уполномоченного, законного) представителя плательщика налогов К.28
Прочие юридические лица К.29
Другие физические лица К.30

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: статусы

Вышеприведенная таблица свидетельствует о том, что индивидуальным предпринимателям, совершающим платежи по страховым взносам за наемных работников, следует указывать код 14. При уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов за самого себя указывается обозначение статуса под кодом 09. Если же индивидуальный предприниматель или юридическое лицо выполняет обязанности налогового агента, уплачивая, к примеру, подоходный налог за персонал, то надлежит указать код 02.

С 2017 года юридическому лицу, перечисляющему взносы на различные виды обязательного страхования, следует прописывать код 01. Это касается социального, медицинского, пенсионного страхования. Иначе говоря, для уплаты данных страховых взносов поручения банку составляются по тому же шаблону, что и при оплате налога. Кроме того, при заполнении платежных документов по вышеупомянутым страховым взносам необходимо указывать реквизиты налоговой службы, администрирующей соответствующие платежи.

Отдельный нюанс – уплата взносов на страхование от травматизма. Налоговая служба не администрирует такие платежи. Они по-прежнему находятся под контролем Фонда социального страхования. Таким образом, для этих взносов прописывается код 08.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно особо внимательно отнестись к заполнению поля 101 в платежном поручении

Ошибка при обозначении поля 101 в платежке: что делать

Если плательщик допустил ошибку при составлении платежного документа, неверно указав свой статус, то перечисленные денежные средства могут не поступить получателю. Это особенно важно, так как получателем денег является в данной ситуации бюджетная система. Часто бывает так, что деньги плательщика списываются со счета (например, через Сбербанк Онлайн), но не зачисляются в бюджет. Налоговым законодательством РФ предусмотрено, что такое перечисление налога не будет считаться реализованным. Данное обстоятельство может привести к начислению штрафов налогоплательщику.

Чтобы избежать подобных недоразумений при общении с налоговой службой, плательщику налогов следует принять следующие меры:

  1. Тщательнейшим образом проверить составленную платежку на наличие неточностей.
  2. Если ошибка все же обнаружена при проверке, необходимо направить в налоговую службу письменное заявление с уточнением статуса плательщика. К данному заявлению следует прикрепить копию соответствующей платежки.
  3. Рекомендуется провести с налоговой службой специальную сверку по ранее уплаченным налогам. Результаты данной сверки оформляются актом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх