Макрос

портал для бухгалтеров

Когда отменят ЕНВД

Что говорят последние новости об отмене ЕНВД? Появление ЕНВД (единый налог на вмененный доход) датируется 2003 годом, именно тогда стало возможно использование специального режима по уплате налогов для ряда предпринимателей.

Слухи об отмене ЕНВД муссируются в прессе уже не один год. Еще семь лет назад в государственной думе рассматривался проект, предлагающий заменить существующую систему на систему патентов, в то время дело не сдвинулось с мертвой точки, все осталось как прежде. Через год в Федеральном Собрании был принят ряд поправок в налоговом законодательстве и снова возникли разговоры об отмене ЕНВД и получении патента.

Отмена ЕНВД для ИП была запланирована на начало текущего года, но этого опять не произошло, два года назад (2016 год) приняли решение, что отмена ЕНВД состоится не в 2018, а будет отложена до 2021 года.

И хотя отсрочка на отмену ЕНВД только в 2021 году является законодательно обоснованной, постоянно возникают слухи, что этого следует ждать в следующем году, правдивы ли они, что же будет предложено взамен? Когда действительно отменят ЕНВД?

Что год грядущий нам готовит — отменят ли ЕНВД в 2019?

Итак, последние новости об отмене ЕНВД следующие: по федеральному закону № 97-Ф3 (статья 5, часть 8) налог должны были отменить в 2019 году, но по предложению депутата А.Макарова, внесенному на рассмотрение в Государственную Думу весной 2016, срок его действия был увеличен до 2021 года. Мотивацией для продления срока стало утверждение ряда законодателей, что такую систему налогообложения можно приравнять к наиболее комфортной для малого бизнеса. Следовательно, индивидуальные предприниматели получили еще два года отсрочки.

Какие изменения ждать владельцам бизнеса

Об отмене ЕНВД с 2019 года говорят постоянно. Уже с первого января вступят в силу следующие изменения для владельцев малого бизнеса и юрлиц:

— Расчет налога будет производиться по новому коэффициенту, который будет напрямую связан с уровнем инфляции (Приказ от Минэкономразвития РФ от 2017 года).

— Вступят в силу ряд дополнительных льгот в случае установки онлайн-касс (льготы для ИП), что повлечет изменение структуры декларации. Отмена кассовых аппаратов при уплате ЕНВД возможна лишь до начала июля следующего года, после чего владелец ИП не будет иметь права выдавать чеки или квитанции, все операции нужно будет проводить через кассовый аппарат.

— Изменится порядок урегулирования в деятельности потребительских кооперативов.

— Возрастет величина фиксированный взносов на пенсионное и медицинское страхование.

— Владельцам ИП будет предложено, не дожидаясь отмены ЕНВД по федеральному закону, перейти на другие формы налогообложения (например, налог для ИП по упрощенке).

— Индивидуальные предприниматели смогут воспользоваться вычетом на расходы, связанные с приобретением кассового аппарата. Величина уплаченного налога будет уменьшена, исходя из затрат на кассу.

Важно! Отменят ли ЕНДВ или нет в следующем году, но лимит доходов при смене системы налогообложения не будет зафиксирован.

А что же вместо ЕНВД?

Единый налог на вмененный доход относится к такому типу налогообложения, при котором размер выплаты не зависит от величины полученной прибыли, им могут воспользоваться как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Применение такой системы налогообложения не всегда целесообразно для начинающего бизнесмена. Сложно рассчитать доходы в начале становления бизнеса, бизнес может принести нулевую прибыль, а платить в казну придется фиксированную ставку. В таком случае стоит задуматься об альтернативных системах налогообложения.

Считаем и сдаем

Если отмена ЕНВД для розничной торговли еще только планируется, то как же правильно самостоятельно рассчитать сумму налога?

ЕНВД=БД*ФП*К1*Л2*С

Для этого следует применить формулу: БД (размер базовой доходности) умножить на ФП (физический показатель деятельности индивидуального предпринимателя (количество работников, площадь торгового помещения и прочее в зависимости от вида услуг, которые предоставляет ИП), умножить на К1 (дефлятор), умножить на К2 (коэффициент, устанавливаемый региональными властями) и умножить на С (действующая ставка налога).

Получившуюся цифру следует умножить на три — это сумма, которую следует уплачивать поквартально.

Величина налога возрастает в том случае, если все составляющие формулы (кроме К2) начинают расти. На данный момент показатель К1 равняется единице, в начале следующего года он вырастет и станет равен 1, 798, что повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки.

Важно! Чтобы использовать вычет и уменьшить сумму налога, индивидуальному предпринимателю следует произвести регистрацию кассы в органах ФНС не позднее конца июня следующего года.

Подача декларации осуществляется до 20 числа того месяца, который следует за налоговым периодом. Если двадцатое число выпало на выходной день или праздник, индивидуальный предприниматель может подать декларацию на следующий (рабочий) день.

Важно! Несвоевременная подача декларации влечет за собой наложение штрафа (минимальный размер — тысяча рублей), а длительная просрочка чревата принятием к неплательщику дополнительных мер по взысканию.

ЕНВД, онлайн-кассы и кассовые аппараты

Отмена касс для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ЕНВД, возможна только до конца июня следующего года. На данный момент без кассовых аппаратов могут работать лица:

  • оказывающие услуги населению;
  • самостоятельно ведущие розничную торговлю;
  • самостоятельно осуществляющие деятельности в области общепита.

Уже с первого июля следующего года установка онлайн-кассы станет обязательной. Каждый индивидуальный предприниматель сможет получить налоговый вычет, равный сумме расходов на покупку кассового аппарата (но не более 18 тысяч рублей).

В строку расходов могут быть включены:

  • цена онлайн-кассы;
  • стоимость дополнительного оборудования;
  • цена услуг по установке и обслуживанию оборудования.

А есть ли третий заинтересованный?

В пылу сражений за этот налог мы слышим только две стороны: предпринимателей и законодателей. А все ли это заинтересованные стороны? Кому еще важно защитить этот налог?

Что бы ответить на этот вопрос, стоит уточнить, много ли налогов могут управляться на муниципальным уровне. Ответ простой — это земельный налог, налог на имущество физических лиц и ЕНВД. Согласно ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ, они являются полностью доходом муниципального бюджета.

В тоже время, исходя из экономического содержания перечисленных выше налогов можно сделать следующий вывод: ЕНВД противопоставлен налогу на имущество физических лиц и налогу на землю: чем больше сумма ЕНВД, тем меньше налога в долгосрочной перспективе получит муниципальный бюджет от приобретенного физическими лицами имущества.

Так, с помощью ЕНВД мы можем занять население, создав ему благоприятные условия для получения дохода, который впоследствии будет использован на приобретение земли и имущества этими физическими лицами. Кроме того, согласно ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, увеличение зарплаты работников этих ИП также повлияет на увеличение доходов бюджета (10% от собранного НФДЛ ).

Таким образом, можно представить себе следующую идеализированную картину в обычном городе России:

  • муниципалитет определяет, какие виды деятельности важны и поддерживает низкие цены на определенные типы продуктов (хлебные, продуктовые, книжные, швейные магазины получают низкие ставки коэффициента К2);

  • делается упор на то, чтобы предпринимателям было комфортно работать на всей территории города и магазины были в шаговой доступности (величина К2 регулируется в зависимости от местонахождения торговой точки);

  • власти ограничивают широкую продажу некоторых видов товаров (магазины продающие пиво, алкоголь, сигареты, получают максимальные значения коэффициентов К2);

  • власти стараются обеспечить население бытовыми услугами (ставка К2 по бытовым услугам установлена максимально низкая и она дифференцировала в зависимости от вида оказываемой услуги);

  • власти озадачены оказанием медицинских и ветеринарных услуг (медицинские и ветеринарные услуги получают символические значения К2),

  • муниципальные власти хотят организовывать вещевые ярмарки продавцов из других регионов (устанавливают коэффициент для разъездной торговли вещами так же символичными);

  • и т.д.

Этот список можно продолжить бесконечно, так как целей и способов их достижения с помощью коэффициента К2 может быть множество.

Последствия этой идеализированной картины: рост доходов, снижение занятости и, как следствие, рост потребления. Люди начинают приобретать недвижимое имущество, землю, что приводит к росту жилищного строительства. В результате всего этого — повышение собираемости налогов, как следствие — рост города и налоговых поступлений, возможность дальнейшего влияния на развитие муниципального образования.

Если нарушить эту идеализированную картину, то, соответственно, можно понять, какой результат получат муниципальные власти на своей территории.

Таким образом, муниципальные власти — это третья заинтересованная сторона, которая в настоящее время не высказала своего мнения по поводу грядущих изменений в ЕНВД.

Что изменится после отмены ЕНВД?

Сумма налога по патентной системе налогообложения будет так же поступать в муниципальный бюджет, но регулировать его доходность она уже не сможет.

Согласно п.7 и п.8 ст. 346.43 Налогового кодекса, установление суммы потенциального дохода относится в компетенции субъектов РФ, которые вряд ли учтут все особенности и специфику каждого города.

Таким образом, отдавая возможность влиять на вверенную им территорию с помощью политики налогообложения, муниципалитеты рискуют встретиться с целым букетом проблем, которые они не смогут решить при помощи лояльности предпринимателей или диалога с ними. Единственным средством для увеличения доходов бюджета на основании ст. 46 Бюджетного кодекса РФ останутся административные штрафы, что, естественно, не приведет к позитивным взаимоотношениям муниципалитета и малого бизнеса.

Вывод

Грядущая отмена ЕНВД достаточно сильно ударит не только по позициям предпринимателей, но и по муниципальным властям. Отмена ЕНВД в пользу патентной системы налогообложения приведет к перераспределению полномочий по регулированию налогов, ВОЗМОЖНОМУ замедлению деловой активности из-за неадекватной суммы налога и отсутствию «сладкого пряника» в руках муниципалитета для переговоров с предпринимателями.

Так как с 1 января 2013 года ЕНВД стал добровольным (как и патентная система налогообложения), то до 2018 года будет иметь место конкуренция между этими системами налогообложения. Победитель определится по количеству налогоплательщиков каждого налога.

Но для муниципальных органов есть только одна предпочтительная система налогообложения.

Эпилог

В своей практике мне пришлось познакомиться с муниципальными законами об установлении значения К2 в двух муниципальных образованиях:

г. Казань — город с миллионным населением, столица Республики Татарстан, где большое количество предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, где есть несколько крупных производств, большое количество малых и средних компаний.

г. Волжск — небольшой провинциальный город в 60 км. от Казани в Республике Марий Эл с населением менее 52 тыс. человек, где осталось несколько крупных производств, и количество предпринимателей (плательщиков ЕНВД) поддается счету.

Для того, чтобы до конца научиться анализировать возможности муниципалитета через утверждение нормативов, прошу вас найти решения муниципальных органов этих двух городов о расчете коэффициента К2 и ответить на следующие вопросы:

1. Какие вы можете назвать приоритеты по развитию малого бизнеса в каждом городе в зависимости от установленных коэффициентов?

2. В каком городе сумма налога будет зависеть от местоположения бизнеса?

3. В каком городе вид оказания бытовой услуги напрямую влияет на сумму налога?

4. А в вашем городе/муниципальном районе есть деятельность, у которой коэффициент К2 = 0,01?

5. Какие еще выводы вы можете сделать при сравнении этих двух документов?

«Специальные налоговые режимы»

Онлайн-тестыТестыФинансы, кредит, страхованиеНалоги и налогообложениевопросы

1-15 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-164
136. Максимальный размер выручки для использования упрощенной системы налогообложения за год составляет:
• 60 000 000 рублей
137. Минимальная ставка налога при упрощенной системе налогообложения применяется:
• если исчисленный налог по ставке 15% меньше одного процента от выручки
• если получен убыток
138. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием единого налога:
• НДС
• налог на прибыль
139. Налоги, которые отменяются для организаций в связи с взиманием ЕНВД:
• налог на прибыль
140. Налоговым периодом по ЕНВД является:
• Квартал
141. Объектом обложения ЕНВД является:
• Вмененный доход
142. Объекты налогообложения УСН:
• доходы
• доходы, уменьшенные на величину расходов
143. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если выручка за 9 месяцев года предшествующего переходу на нее составит не более:
• 45 000 000 рублей без НДС
144. Организация теряет право на применение УСН, если:
• численность организации составила 110 человек
145. Отчетным периодом по ЕНВД является:
• месяц
146. Переход на УСН производится по решению …
• налоговых органов
147. При базе налогообложения «доходы — расходы» применяется ставка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх