Макрос

портал для бухгалтеров

НК ст 86

Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
        • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
        • Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
        • Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
        • Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
        • Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
        • Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
        • Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
        • Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
        • Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
        • Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
        • Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
        • Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика
      • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
        • Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
        • Статья 13. Федеральные налоги и сборы
        • Статья 14. Региональные налоги
        • Статья 15. Местные налоги и сборы
        • Статья 16. Информация о налогах
        • Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
        • Статья 18. Специальные налоговые режимы
      • Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
        • Статья 18.1. Страховые взносы
        • Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов
    • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
      • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты
        • Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
        • Статья 20. Взаимозависимые лица
        • Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 24. Налоговые агенты
        • Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
        • Статья 24.2. Международные компании и международные холдинговые компании
        • Статья 25. Утратила силу
      • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
        • Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
        • Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
        • Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
      • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
        • Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
      • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
        • Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
        • Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
      • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
        • Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
      • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
        • Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
        • Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
    • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
        • Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
        • Статья 31. Права налоговых органов
        • Статья 32. Обязанности налоговых органов
        • Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
        • Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
        • Статья 34.1. Утратила силу
        • Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
      • Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы
        • Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
        • Статья 37. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
    • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 7. Объекты налогообложения
        • Статья 38. Объект налогообложения
        • Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
        • Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
        • Статья 41. Принципы определения доходов
        • Статья 42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
        • Статья 43. Дивиденды и проценты
      • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
        • Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств
        • Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
        • Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
        • Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
        • Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
        • Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
        • Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов
        • Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
        • Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
        • Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 55. Налоговый период
        • Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
        • Статья 57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
        • Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 64.1. Утратила силу
        • Статья 65. Утратила силу
        • Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
        • Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
        • Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
      • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
      • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 73. Залог имущества
        • Статья 74. Поручительство
        • Статья 74.1. Банковская гарантия
        • Статья 75. Пеня
        • Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
        • Статья 77. Арест имущества
      • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
        • Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа
    • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
      • Глава 13. Налоговая декларация
        • Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
        • Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
      • Глава 14. Налоговый контроль
        • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
        • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
        • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
        • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
        • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
        • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 86.1, статья 86.2, статья 86.3. Утратили силу
        • Статья 87. Налоговые проверки
        • Статья 87.1. Утратила силу
        • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
        • Статья 89. Выездная налоговая проверка
        • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 90. Участие свидетеля
        • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
        • Статья 92. Осмотр
        • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
        • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
        • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
        • Статья 94. Выемка документов и предметов
        • Статья 95. Экспертиза
        • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
        • Статья 97. Участие переводчика
        • Статья 98. Участие понятых
        • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
        • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
        • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
        • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
        • Статья 101.1. Утратила силу
        • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
        • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
        • Статья 102. Налоговая тайна
        • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
        • Статья 103.1. Утратила силу
        • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
        • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
    • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
      • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
        • Статья 105.1. Взаимозависимые лица
        • Статья 105.2. Порядок определения доли участия лица в организации
      • Глава 14.2. Общие Положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 105.3. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
        • Статья 105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
        • Статья 105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
      • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности
        • Статья 105.9. Метод сопоставимых рыночных цен
        • Статья 105.10. Метод цены последующей реализации
        • Статья 105.11. Затратный метод
        • Статья 105.12. Метод сопоставимой рентабельности
        • Статья 105.13. Метод распределения прибыли
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках
        • Статья 105.14. Контролируемые сделки
        • Статья 105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
        • Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
      • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-1. Общие положения о документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-2. Представление уведомлений об участии в международной группе компаний
        • Статья 105.16-3. Общие положения о представлении страновых сведений
        • Статья 105.16-4. Глобальная документация
        • Статья 105.16-5. Национальная документация
        • Статья 105.16-6. Страновой отчет
      • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.18. Симметричные корректировки
      • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.20. Стороны соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании
    • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
      • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия
        • Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
        • Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
        • Статья 105.28. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
      • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.29. Порядок проведения налогового мониторинга
        • Статья 105.30. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.31. Взаимосогласительная процедура
    • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 106. Понятие налогового правонарушения
        • Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
        • Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
        • Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
        • Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 114. Налоговые санкции
        • Статья 115. Срок давности взыскания штрафов
      • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
        • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
        • Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. — Утратила силу
        • Статья 118. Утратила силу
        • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
        • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
        • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
        • Статья 121. Исключена
        • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
        • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
        • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
        • Статья 124. Утратила силу
        • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
        • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
        • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
        • Статья 127. Исключена
        • Статья 128. Ответственность свидетеля
        • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
        • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
        • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
        • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
        • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
        • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
        • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
        • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний
        • Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
        • Статья 129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
        • Статья 129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
      • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 130. Утратила силу
        • Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
      • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
        • Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета
        • Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа
        • Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
        • Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
        • Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
        • Статья 136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней
    • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
      • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
        • Статья 137. Право на обжалование
        • Статья 138. Порядок обжалования
        • Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
        • Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
        • Статья 139.2. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
      • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
        • Статья 140. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 141. Утратила силу
        • Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
    • Раздел VII.1. Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам
      • Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.1. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.2. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.4. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
      • Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации
        • Статья 142.5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами
        • Статья 142.6. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации.

Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

Новая редакция Ст. 86 НК РФ

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации.

Комментарий к Статье 86 НК РФ

Организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные детективы и частные охранники обязаны при открытии счетов в банковских учреждениях предъявить свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.

Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), отправив для этого в налоговую инспекцию по месту своего нахождения сообщение на бумаге или в электронном виде. Банку отводится на указанные действия пять дней, считая со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

За неисполнение обязанности банк может быть оштрафован по ст. 132 НК РФ. Размер санкций составляет 20 000 руб. Однако обратите внимание: ответственность предусмотрена только за несообщение банком сведений об открытии или закрытии счета организаций или индивидуальных предпринимателей. Санкций за несвоевременное сообщение (нарушение срока) Налоговый кодекс не предусматривает. К такому выводу приходят и арбитражные суды (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 марта 2006 г. по делу N Ф04-1852/2006(20929-А45-26)).

Банки могут открывать расчетные, текущие, валютные (текущие, транзитные), ссудные и бюджетные счета. Возникает вопрос: о всех ли этих счетах нужно сообщать? Нет. Согласно ст. 11 НК РФ счетом считается открытый на основании договора банковского счета расчетный (текущий) или иной счет, куда зачисляются деньги и с которого их можно снимать.

То есть Налоговый кодекс РФ настаивает на том, что сообщать в налоговую инспекцию нужно о счете, который:

1) открыт по договору банковского счета;

2) позволяет зачислять и расходовать деньги.

Если хотя бы одному из условий счет не отвечает, о нем в инспекцию можно не заявлять.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в Письме от 21 июня 2005 г. N 03-02-07/1-155 сообщил, что транзитные валютные, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, эти счета не открываются на основании банковского счета и имеют специальное целевое использование.

Учитывая изложенное, требование ст. 86 НК РФ о сообщении банками об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов не распространяется на депозитные, транзитные валютные и ссудные счета.

Форму сообщения утверждает Минфин России. Однако пока этого не сделано, можно пользоваться той, что приведена в Приложении N 1 к Приказу МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-24/441@.

В соответствии с правилами п. 2 комментируемой статьи банки обязаны выдавать справки, то есть информацию в письменном виде по форме, устанавливаемой ЦБ РФ и ФНС, а при отсутствии такой формы — содержащие необходимые для налогового органа сведения:

по мотивированному запросу налогового органа в порядке, определенном законодательством РФ;

если этот запрос касается операций (расходных и приходных) по счетам индивидуальных предпринимателей и организаций. Счета частных нотариусов, детективов, охранников, иных лиц, указанных в абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ, действием п. 2 ст. 86 НК РФ не охватываются.

Банки должны выдавать налоговикам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговый кодекс отводит на такую процедуру пять дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Однако учтите: запросить указанные сведения инспекторы могут только в рамках налоговых проверок.

Статьи 86.1 — 86.3. Утратили силу.

Другой комментарий к Ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 1 ст. 86 Кодекса установлено, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ и от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) также установлено, что открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлена обязанность банка сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Такой порядок установлен правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей:

согласно п. 14 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438, сведения о банковских счетах юридического лица представляются банками в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица не позднее 5 дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажном носителе по форме, установленной МНС России;

согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630, сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя представляются банками в регистрирующий орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 5 дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажных носителях по форме, утвержденной МНС России.

В соответствии с приведенными положениями Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-24/441@ <*> утверждены следующие формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

———————————
<*> Российская газета. N 182. 2004. 25 августа.

форма «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета» (приложение N 1);

форма «Информационное письмо налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета» (приложение N 2);

форма «Извещение банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка» (приложение N 3).

Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ <*> утвержден Порядок направления информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

———————————
<*> Российская газета. N 82. 2004. 20 апреля.

В целях реализации Приказа МНС России от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ и совершенствования налогового администрирования кредитных организаций Приказом МНС России от 30 июня 2004 г. N САЭ-3-24/401@ «О введении в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса «Банковские счета» (в ред. Приказа МНС России от 3 сентября 2004 г. N САЭ-3-24/490@) <*> утверждены:

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Порядок электронного обмена между налоговыми органами информацией об открытии, закрытии (изменении номеров) банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляемой банками в налоговые органы (приложение N 1 к Приказу);

Порядок электронного обмена между налоговыми органами информацией о банках, имеющих картотеку неоплаченных расчетных документов клиентов на перечисление обязательных платежей в бюджет, допускающих несвоевременное перечисление платежей клиентов в бюджет, находящихся в процессе реструктуризации или конкурсного производства, к которым Банком России применена мера воздействия в виде ограничения на осуществление операций по перечислению платежей в бюджет, информацией о выставленных инкассовых поручениях (распоряжениях), о приостановлении операций по счетам (приложение N 2 к Приказу);

Требования к структуре и форматам текстовых файлов обмена информацией (приложение N 3 к Приказу).

В письме от 29 апреля 2004 г. N 09-1-02/1911 <*> МНС России обращало внимание банков на то, что в целях исключения дублирования предоставления сведений кредитными организациями информация о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна представляться банками однократно в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, по месту жительства индивидуального предпринимателя в пятидневный срок с момента открытия (закрытия) счета. В связи с изложенным МНС России просило проинформировать кредитные организации о необходимости однократного представления в налоговые органы информации о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 13.

МНС России письмом от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/700@ <*> разъясняло, что банки обязаны сообщать в налоговые органы и об открытии (закрытии) счетов адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, и напоминало, что несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета этим лицам влечет применение мер ответственности, которые установлены ст. 132 Кодекса.

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 22.

2. В пункте 2 ст. 86 Кодекса установлена обязанность банков выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Статьей 135.1 Кодекса предусмотрена ответственность банком за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (см. комментарий к ст. 135.1 Кодекса).

МНС России в письме от 27 мая 2004 г. N 24-2-02/410 «По вопросу направления мотивированного запроса налогового органа в адрес банка» дало следующие разъяснения в отношении применения п. 2 ст. 86 Кодекса (до банков письмо МНС России доведено письмом Банка России от 10 июня 2004 г. N 64-Т <*>):

———————————
<*> Вестник Банка России. 2004. N 34.

статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» разрешает кредитным организациям выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам государственной налоговой службы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Таким образом, кредитная организация не вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации по операциям и счетам клиентов по его мотивированному запросу, ссылаясь на банковскую тайну;

направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируются осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

согласно ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

в соответствии со ст. 87 Кодекса если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка);

статьей 31 Кодекса предусмотрено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

также ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

Кодекс, а также иные действующие нормативные правовые акты законодательства о налогах и сборах не содержат ограничений в части направления запросов в банки о предоставлении информации по операциям организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в рамках налоговых проверок, а также ограничений по видам операций и периодам, по которым налоговым органом может быть запрошена указанная информация. В связи с этим запросы о предоставлении указанной информации могут быть направлены налоговым органом как в рамках, так и вне рамок налоговой проверки (в том числе на этапе подготовки к проведению выездной налоговой проверки);

при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Как указал КС России в Определении от 14 декабря 2004 г. N 453-О <*>, порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации — вопреки предписанию ст. 86 Кодекса — до настоящего времени не определен. Соответственно, КС России сослался на приведенное выше разъяснение МНС России и указал, что, иными словами, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 135.1 Кодекса. Споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Статьи 86.1 — 86.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 104-ФЗ.

Комментарий к статьям 86.1 — 86.3

Статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Кодекса в ранее действовавшей ред. устанавливали механизм налогового контроля за расходами физического лица.

К имуществу, расходы на приобретение которого подлежали контролю со стороны налоговых органов, относились следующие объекты:

1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4) культурные ценности;

5) золото в слитках.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 104-ФЗ ст. 86.1 — 86.3 из Кодекса исключены. В качестве обоснования такого изменения в пояснительной записке к законопроекту указывалось на следующее:

механизм налогового контроля за расходами физического лица фактически не действует. Это обусловлено рядом причин. Наиболее часто физические лица совершают сделки купли-продажи недвижимого имущества, в частности объектов жилого фонда. При регистрации подобных сделок используется, как правило, инвентаризационная стоимость имущества, определяемая государственными органами по учету недвижимого имущества, либо стоимость имущества, указанная в договоре по соглашению сторон, но не ниже ее инвентаризационной стоимости. В действительности инвентаризационная стоимость не отражает реальную стоимость имущества и в большинстве случаев занижена. Эта же стоимость, как правило, указывается в договоре купли-продажи жилья;

таким образом, информация, получаемая налоговыми органами, не позволяет им знать реальные затраты физического лица на приобретение недвижимого имущества, что свидетельствует о неэффективности подобного механизма контроля. В то же время проведение этих контрольных мероприятий приводит к дополнительным затратам бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх