Макрос

портал для бухгалтеров

Ведение воинского учета в организации

Содержание

Организация воинского учета и его предназначение

Ведение такого учета — обязательный и достаточно важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (ред. от 27.06.2017). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (глава 21 КоАП РФ).

Цели ведения данного вида учета сформулированы в п. 2 Положения № 719:

  1. В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который должен его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
  2. А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.

Для соблюдения этих целей государство должно обладать актуальной информацией о призывниках, и актуальность данной информации как раз обеспечивает работодатель с помощью учета данных лиц.

Задачами воинского учета являются:

  • соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
  • корректное документальное оформление учета;
  • анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.

Учету подлежат следующие категории лиц (п. 14 Постановления № 719): мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники), а также граждане, находящиеся в запасе (военнообязанные).

К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями, а также мужчин, которые:

  • находятся в запасе;
  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • завершили обучение на офицеров запаса;
  • не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
  • прошли альтернативную службу.

Не нужно вести воинский учет, например, на сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат учету офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.

Мы составили пошаговую инструкцию организации воинского учета в организации, она поможет разобраться в нюансах процедуры.

Кто занимается воинским учетом

За ведение документации по учету военнообязанных на предприятии государственной или муниципальной формы собственности отвечают:

  1. Директор организации.
  2. Начальник отдела кадров (или его заместитель).
  3. Делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС), однако в небольших организациях это нереально. Он создается, когда в учреждении работает от 2000 до 4000 человек, которые подлежат воинскому учету. В таком случае для этой работы выделяют двух человек. В небольших организациях обязанность возлагается на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные за учет выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2019 года

Помочь в ведении воинского учет в организации в 2019 году для организаций с государственной или муниципальной формой собственности призвана данная инструкция.

Шаг 1. Определяем и назначаем ответственных лиц.

Воинский учет и бронирование в организации, а также назначение лиц, ответственных за исполнение этих процедур, прописывается в приказе директора предприятия. Приказ издают каждый год. Форма этой бумаги предлагается в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.07.2017

Шаг 2. Разрабатываем план работ по воинскому учету и бронированию.

Он включает наименование каждого мероприятия, сроки выполнения, ответственных лиц и отметки об исполнении. Отметки заверяются подписью ответственного лица.

Шаг 3. Создаем журнал проверок.

Это обязательный документ, утвержденный законом. Он содержит данные о проверках в этой области, выявленных нарушениях и предписаниях для устранения нарушений.

Шаг 4. Разрабатываем положение о делопроизводстве по воинскому учету.

Документ призван упорядочить документооборот в этой сфере на государственном или муниципальном предприятии. Примерная структура положения должна включать:

  1. Общие положения (для чего предназначен документ, какие пункты в нем присутствуют и что они регламентируют).
  2. Требования к оформлению документов.
  3. Правила подготовки документов (обозначить, какие бумаги должны заверяться подписями ответственных лиц, можно ли заполнять бланки от руки).
  4. Информацию об ответственном за регистрацию, ведение и хранение бумаг по военнообязанным сотрудникам, а также его функции.
  5. Правила и порядок работы с документами (в какие сроки оформлять бумаги, когда передавать их во внешние инстанции).
  6. Порядок хранения и передачи бумаг в архив.

Шаг 5. Заполняем первичные документы при трудоустройстве.

При приеме работников в государственную организацию на них заполняют первичные документы (гл. II, п. 17 Постановления № 719):

  1. Учетные карточки (для призывников).
  2. Учетные и алфавитные карточки (для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса).
  3. Карточки первичного учета (для офицеров).
  4. Личные карточки (форма Т-2), содержащие общие сведения, сведения о воинском учете, о приеме на работу и переводах, аттестациях, повышениях квалификации, наградах, профессиональной подготовке, отпусках, социальных льготах, увольнении.

Если ранее бумаги по работникам, на которых необходимо вести учет, на предприятии не вели, эти документы заполняют на действующих сотрудников.

Шаг 6. Оформляем стенд.

Ответственные за ведение документации по военнообязанным сотрудникам лица обычно хранят справочную информацию по этому вопросу в папках. Однако лучше оформить информационный стенд. Он наглядно демонстрирует основные положения:

  • по бронированию военнообязанных;
  • о целях и задачах регистрации, ведения и хранения документации по военнообязанным работникам;
  • об обязанностях;
  • о правонарушениях;
  • и важное объявление для военнообязанных граждан

Требований по оформлению стенда нет. Вот пример, как он может выглядеть на государственном предприятии:

Законодательство о воинском учете

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях построено на «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.04.2008 и включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации, по которым ведется учет, и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Форма личной карточки работников предприятия Т-2 предложена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Наша инструкция по ведению воинского учета в организациях включает заполнение этой формы.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан создается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Далее перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате), а также план мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2019 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2019 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Открыть в формате Word

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» 1998 года №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» и целях оказания помощи организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются организации), в ведении воинского учета.
В инструкции приведены основные положения ведения воинского учета граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) в организациях.

1. Общие положения
Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Основными требованиями предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации,
Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учёта, осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учёта являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе » О мобилизационной подготовке и мобилизации б Российской Федерации»;
документальное отражение сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.
Воинскому учёту подлежат граждане:
— мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учёт осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учёт:
— женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учётной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет определен в приложении к Положению о воинском учете.

Не- подлежат воинское учету граждане:
— освобожденные от исполнения воинской обязанности:
— проходящие военную службу или альтернативную- гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
(Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» статья 5, пункт 1):.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации на военное время.

* Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах честного самоуправления и организациях утверждена постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. №144)
Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года » О воинской обязанности и военной службе» п в «Положении о воинском учете», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541 (приложение № 1)
Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан , подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты ( временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).
Граждане, пребывающие, в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе на основании Положения о воинском учёте в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
при наличии ни воинском учете от 500 до 2000 граждан- 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан-2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан.
— 3 освобождённых работника и на каждые последующие 3000 граждан — ещё по одному освобождённому работнику.

При наличии на воинском учете менее 500 граждан, работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации.
Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Персональный состав и функциональные обязанности работников но ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребыва-ющих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией, сверяется сданными военного комиссариата.
Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (форма .№Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма № Т-2 ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы № Т-2 являются:
— для граждан, пребывающих в запасе. — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
— для граждан, полулежащих призыву на военные службу, — удостоверение гражданина. подлежащего призыву на военную службу.
III. Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций

а) При приеме граждан на работу (учебу);
1. Проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу
Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями Х «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса» (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооружённых Сил СССРФ или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР»).
Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями -«Российская Федерация. Военный билет» (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи » СССР. Министерство обороны. Военный билетФ).
Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.
Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи УРоссийская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службуФ.
Проверяется наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок действия.. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговорённых исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета. При приеме данных документов гражданам выдается расписка (приложение№2).
2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Проверяется наличие отметки о приеме на воинский учет:
Х в военном билете офицера запаса — запись в пункте 20 «Отметки о приеме и снятии с воинского учета», заверенная подписью должностного лица н гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр. 27-31);

Х в военном билете солдата (матроса);, сержанта (старшины), прапорщика (мичмана)-штамп военного комиссариата или административного органа в графе «Принят» разделах IX УОтметки о приёме и снятии с воинского учётаФ (стр.21-24):

Х в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — штамп военного комиссариата в графе УПринят на воинский учётФ раздела II УПриём на воинский учёт и снятие с воинского учётаФ (стр.2,3):

3. В случаях отсутствия отметки о постановке на воинский учёт, направить граждан, подлежащих постановке на воинский учёт:
офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу в военный комиссариат по месту жительства:
прапорщиков мичманов, сержантов, солдат н матросов запаса — в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих п населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. — в орган местного самоуправления.
4. Заполнить раздел II УСведения о воинском учете» личной карточки работника (форма №Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС)Ф соответствии с правилами, изложенными в приложении № 3.
5. Вложить личные карточки (формы №Т-2 или № Т-2 ГС) на принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки:
первый — личные карточки на офицеров запаса;
второй — личные карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса:
— третий — личные карточки на граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
— четвертый — личные карточки на граждан, подлежащих призыву на военную службу.
6. Сообщить в 2-недельный срок в военные комиссариаты по месту жительства граждан о всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу.
В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи н место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, а кроме того полное наименование организации, её адрес и номера телефонов отдела кадров.
Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие сведения, оказываемые в данном сообщении.
Б) В течение календарного года:
1. Обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан. пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях).
2. Сверять не реже одного раза в год сведения о воинском зачете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. — с учетными данными органа местного самоуправления .
Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II УСведения о воинском учетеФ, а также следующие данные граждан:
фамилия, имя н отчество;
дата рождения;
место рождения;
образование;
должность (профессия);
семейное положение и состав семьи;
домашний адрес.

До начала сверки указанные данные уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.
Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного липа (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр: например «11.05.01 г. Иванова»), ответственного за воинский учет, в пункте» Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела 2 личной карточки. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет, в военном комиссариате (в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов — в органах местного самоуправления) производится запись н журнале проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан (приложением 4).
Для сверки учётных: сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с- учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течении года. Отметка о проведении сверки проставляется сказанием даты и исходящего номера списка, например «21.05. 01 г. №315 Иванова»
3. Направлять в 2-недсльный срок по запросам военных, комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
4. Своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время, в порядке, определённом Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
5. Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16- летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение №5).
6. Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат.
7. Обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты.
8. Направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
9. Направлять в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с приложением № 8 для постановки на воинский учет.
Оформление к выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим ВУС в ходе обучения в образовательных учреждениях, профессионального образования на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатам, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение №9).
10. В личных карточках формы №Т-2 и №Т-2 ГС граждан. достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 производить отметку «снят с воинского учёта по возрасту » или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
в военном билете офицера запаса — в пункте » 21. Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности» (стр.32);
в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) — в разделе » X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности (стр.26).
Предельный возраст пребывания гражданина в запасе указан в приложении № 10.
Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на заказанных граждан изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе.
в) При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений):
1. Сообщать в 2- недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах:, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений).
2. Изымать из картотеки и сдавать в архив личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждении) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

IV. Документы по ведению воинского учета в организациях:
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.
В каждой организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):
1. Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе» (приложение № 11),
2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 12).
3. Картотека Личных карточек формы № Т-2 и № Т»)2 ГС») на граждан, пребываюших в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
5. Расписки в приеме документов воинского учета (приложение М? 2).
6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в, организации.
7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организации.
8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления «Зарница-М» (приложение №13).

Приложение №1.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧКТУ.
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

1. Обязанности гражадан по воинскому учету

Х.Граждане, полулежащие воинскому учету, обязаны:
состоять па воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а внаселенном пункте, где нет военных комиссариатов — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах:
явиться в установленные время и место но вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе:
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, Уместа жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания, либо возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет. по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.»)
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
3. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
4 Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет ^ снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного Билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учёт или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления.
5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановкн на воинский учет и снятия с воинского зачета н офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и иного места жительства или места временного пребывания.
6. В паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
1. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:
являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения а период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, изложенные в попорченных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке,
3. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов района или города (а городах без районного деления).
4 Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету

За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.

Кого не вносят в списки

  • Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
  • Женщин, не имеющие военной специальности.
  • Проходящих военную службу в настоящее время.
  • Постоянно проживающих за пределами РФ.
  • Отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г., где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:

  • Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
  • Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
  • nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
  • Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
  • Женщины, получившие военные специальности.
  • Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.

Какие документы воинского учета ведет работодатель

Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов — как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета.

Приказ об организации воинского учета с комментариями эксперта

Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.

Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, каких ответственных лиц нужно утвердить приказом. Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.

Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.

Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:

  • картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнала проверок состояния воинского учета;
  • карточки учета организации (КУО) по форме №18.

Совет эксперта

Сведения, необходимые для оформления документов, выписывают из военных билетов и удостоверений, предъявляемых сотрудниками, или запрашивают в военкомате. Не забывайте требовать военный билет при трудоустройстве военнообязанного или призывника, копировать все страницы военного билета, на которых есть записи, составлять расписки в приеме документов воинского учета и хранить корешки от них.

Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция

Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации

Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации

Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.

Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.

Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы: журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.

Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:

Пройдите 72-часовой курс и получите удостоверение о повышении квалификации

Полезная практическая информация о распорядительных, организационных и учетных документах по персоналу, вебинары и итоговые тесты.

Записаться на курс

Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии. Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.

Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности. Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:

  • о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет — возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
  • о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
  • о трудоустройстве и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету — в двухнедельный срок с даты события;
  • о сотрудниках, состоящих на ВУ — по запросу в двухнедельный срок.

Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.

Вывод

Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2019

На основании описанного алгоритма ниже представлена подробная инструкция по ведению воинского учета в организациях.

Шаг 1: назначение ответственных лиц

За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается соответствующий приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

до 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

от 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

от 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

на каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за ведение учета, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2: определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 Постановления, воинскому учету подлежат:

  • призывники;
  • военнообязанные.

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 Постановления:

  • лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3: получение документов для ведения учета

Воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4: согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства могут дать вводный инструктаж по ведению учета, предоставить образцы бланков и т. д.

Шаг 5: исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные выше шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В частности, компания должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые должны состоять на воинском учете;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях может быть необходимость вести и другие дополнительные документы. Стоит также сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу и объяснять, зачем нужна организация воинского учета, и его предназначение.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета

Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. Ведь за уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, а также о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
  • неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).

Штрафы могут быть выписаны по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.

В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений, а также на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх