- от автора admin
Содержание
- Целевое финансирование. Государственная помощь
- Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
- Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
- Счет 86 «Целевое финансирование»
- Учет целевого финансирования
- Учет средств целевого финансирования
- Учет целевого финансирования
- 1.4 Учет целевого финансирования
Целевое финансирование. Государственная помощь
Нормативные документы:
1. Инструкция к Плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н);
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н);
3. Статья 251 НК РФ.
Бухгалтерский учет
Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.
Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных средств;
1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86;
2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76;
3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 … Кредит 76;
4) использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:
Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию;
5) использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму —
Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».
По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60. На эту же сумму отражаются прочие доходы: Дебет 98-2 Кредит 91-1;
6) использование безвозмездного финансирования расходов коммерческой организации на приобретение основного средства:
Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику основного средства;
Дебет 08-4 Кредит 60 – поступило основное средство в организацию;
Дебет 01 Кредит 08-4 – основное средство введено в эксплуатацию;
Дебет 86 Кредит 98-2 – в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 – начислена амортизация и одновременно:
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации включена в состав прочих доходов;
7) использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:
Дебет 20, 26 Кредит 60, 76 – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;
Дебет 20,26 Кредит 10 – израсходованы материалы;
Дебет 20,26 Кредит 70, 69 – начислена заработная плата и страховые взносы;
Дебет 60, 76 Кредит 51 – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;
Дебет 69 Кредит 51 – перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды;
Дебет 70 Кредит 50 – выдана заработная плата.
После оплаты текущих расходов:
Дебет 86 Кредит 20, 26 – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;
8) использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов: Дебет 08 Кредит 76 и одновременно на ту же сумму делают проводку — Дебет 86 Кредит 83.
В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».
Некоммерческие организации отражают средства целевого финансирования в составе капитала организации (раздел III баланса). Некоммерческим организациям также рекомендуется в составе годовой бухгалтерской отчетности сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств. Общественные организации обязаны сдавать такой отчет.
Учет государственной помощи
Согласно п.9 ПБУ 13/2000 при приобретении внеоборотных активов за счет бюджетных средств в момент их ввода в эксплуатацию средства целевого финансирования учитываются в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации к финансовым результатам организации как прочие доходы.
Если бюджетная помощь выделена на финансирование текущих расходов, в качестве доходов будущих периодов целевое финансирование признается в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления иных расходов с последующим отнесением к доходам отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов на производство продукции, выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Например, организации (субъекту малого предпринимательства) выделена бюджетная субсидия на приобретение материалов для нового производства и покрытие затрат на электроэнергию в размере 300 000 рублей. В учете организации сделаны проводки:
Дебет 76 Кредит 86 – 300 000 руб. – начислена субсидия на основании уведомления о ее выделении;
Дебет 51 Кредит 76 – 300 000 руб. – бюджетная субсидия получена на расчетный счет.
Организация закупила материалы на сумму 100 000 руб. и оплатила расходы на электроэнергию в размере 20 000 руб. В учете сделаны проводки:
Дебет 10-1 Кредит 60 – 100 000 руб. – получены материалы от поставщика;
Дебет 60 Кредит 51 – 100 000 руб. – произведена оплата поставщику;
Дебет 86 Кредит 98-2 – 100 000 руб. – отражено целевое использование бюджетных средств;
Дебет 20 Кредит 10-1 – 30 000 руб. – списаны в производство материалы и одновременно на эту же сумму признаются прочие доходы:
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 30 000 руб.
Дебет 60 Кредит 51 – 20 000 руб. – произведена оплата энергоснабжающей организации;
Дебет 86 Кредит 98-2 – 20 000 руб. – отражено целевое использование бюджетных средств;
Дебет 25 Кредит 60 – 20 000 руб. – расходы на электроэнергию включены в производственные затраты и одновременно часть субсидии отражается в составе прочих доходов: Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 20 000 руб.
Налоговый учет
На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Организации, получившие средства целевого финансирования, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представляют лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
-
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
-
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
-
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
-
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
-
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
-
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
-
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
-
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Дебет счета |
Кредит счета |
|
Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов |
||
Использование средств на приобретение материальных ценностей |
||
Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования |
||
Использование средств на оплату счетов поставщиков |
||
Возврат не использованных по назначению средств |
51, 76 |
|
Образование финансирования за счет средств, полученных от других предприятий, государственных органов |
||
Образование финансирования за счет суммы начисленного бюджетного финансирования |
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
-
86.1 – Получение средств из бюджета.
-
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Счет 86 «Целевое финансирование»
В этом материале, который продолжает серию публикаций, посвященных новому плану счетов, проведен анализ счета 86 «Целевое финансирование» нового плана счетов. Этот комментарий подготовлен Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО «Балт-Аудит-Эксперт».
Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.
Целевое финансирование — это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил. Вот хорошая житейская аналогия: мать дарит дочери деньги на покупку туфель. И хорошая дочь купит непременно туфли, да еще те, что матери, а не ей — дочери, нравятся. Но никогда не потратит эти деньги, вопреки воле матери на что-нибудь другое: на кофточку, ресторан, дискотеку и т.д., и т.п. Точно также и на счете 86 «Целевое финансирование» учитывается предоставление предприятию средств, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий *, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.
* Примечание: Под субвенциями понимают денежные выдачи на строго определенные цели. Если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату. Субсидии — как денежные, так и натуральные выплаты и в случае нецелевого использования они, обычно, не возвращаются.
Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий. Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов, или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий. Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.
Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:
- Финансирование расходов или покрытие убытков,
- Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
- На приобретение активов
К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:
- получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
- получение кредитов и иных возвратных средств;
- отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.
Целевое финансирование отражается в учете при выполнении следующих условий:
- существует достаточная уверенность в том, что условия предоставления помощи будут выполнены;
- существует достаточная уверенность в получении помощи.
Уверенность в выполнении условий зависит от намерений и возможности руководства организации использовать помощь и определяется им путем анализа соответствующих договоров, публичных решений, технико-экономических обоснований, проектно — сметной документации.
Уверенность в получении помощи возникает при получении достоверной информации о поступлении денежных средств, передачи активов или погашения кредиторской задолженности, а также утвержденных бюджетных росписей, уведомлений об ассигнованиях и т.п.
Порядок бухгалтерского учета государственной помощи регулируется одноименным ПБУ 13/2000, которым можно руководствоваться по аналогии и при учете и не бюджетного финансирования. Поступление активов или погашение кредиторской задолженности проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету соответствующих счетов средств и расчетов. При этом План счетов и ПБУ предусматривают, что предоставление права предприятия, надлежащим образом оформленного на получение помощи проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» как дебиторская задолженность лица или бюджета, обязавшегося такое финансирование предоставить. В таком случае поступление средств будет отражаться в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на исполнение обязательств по перечислению финансирования ранее учтенного на счете 86 «Целевое финансирование» счету. Следует, однако, помнить, что отражение финансирования в момент предоставления, а не получения помощи может быть сделано только в том случае, когда налицо четкие и формальные обязательства предоставления такой помощи, которую можно истребовать в судебном порядке.
Отражение использования финансирования зависит от целей, на которое оно предоставлено.
Помощь, заключающаяся в финансировании приобретения активов, относится к доходам будущих периодов, возникающим вследствие безвозмездного получения средств. Такая помощь списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления». По мере расходования полученных средств, приходящееся на них финансирование относится на доходы организации. Если помощь предоставляется на финансирование капитальных вложений, то доходы будущих периодов списываются на прибыль одновременно с амортизацией внеоборотных активов и в равных ей суммах. Если финансируется приобретение текущих активов, (производственных запасов, например), то при их оприходовании использованное финансирование списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов» и по мере расходования полученных таким образом средств, доходы будущих периодов списываются в дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91 «Прочие доходы». Финансирование, использованное на покрытие затрат предприятия или оплаты специальных мероприятий, по мере расходования средств относится сразу на доходы отчетного периода. Средства, полученные в возмещение затрат прошлых лет к целевому финансированию не относятся и проводятся как доходы текущего периода. Помощь, предоставляемая единым пакетом, как на покрытие расходов, так и на финансирование активов должна распределяться между счетом 86 «Целевое финансирование» и счетом 91 «Прочие доходы» пропорционально соответствующим затратам.
Отражается целевое финансирование ни тогда, когда получаются средства, а тогда, когда выражается юридически оформленная воля органа, обязующегося эти средства выделить:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
И только после того, как будут получены деньги, бухгалтер составит проводку:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Таким образом, по дебету счета 51 «Расчетные счета» концентрируются полученные деньги, а по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» указывается, что эти деньги могут быть потрачены только в соответствии с заданной целью.
Возникает вопрос: когда организация, получившая средства в виде целевого финансирования, начинает получать от этого выгоды, когда получены средства или когда эти, полученные средства, начинают приносить доход. Рассмотрим оба варианта.
1. Если принимается первая трактовка, то доход возникает сразу же, как только или возникает право на их получение или как только будут получены деньги (выбор варианта зависит от учетной политики), т.е.
- или после записи:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
- или после оприходования полученных средств:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Далее, по мере того, как будут тратиться деньги, бухгалтер будет уменьшать объем полученного целевого финансирования.
Например, оприходованы основные средства, купленные за счет средств целевого финансирования:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Оплачены купленные основные средства*:
Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»
* Примечание: Система учетных записей по приобретению основных средств в методических целях дана упрощенная (без использования счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и др.)
Отражается использование средств целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 83 «Добавочный капитал»
Преимущества этого метода. Целевое финансирование не как результат хозяйственной деятельности, а как внешнее по отношению к предприятию событие. У него возникает доход, но этот доход не трактуется как прибыль и не увязывается с ней. Факт целевого финансирования способствует хозяйственной деятельности, но не определяет ее. Записи отличаются простотой и логичностью: если деньги целевого финансирования потрачены, то и объем этого финансирования исчерпан. Место актива в деньгах занято активом в основных средствах, а в пассиве, исполнение воли «дарителя» отражается увеличением источников средств предприятия.
Недостатки. Согласно допущению о непрерывности деятельности предприятия, (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), его расходы должны сопоставляться по времени с теми доходами, благодаря которым они были получены. Следовательно, доходы у предприятия возникают не тогда, когда его собственникам «подарили» средства целевого назначения, а тогда, когда эти средства стали «работать». И целевое финансирование переходит в собственность предприятия не тогда, когда его администрация потратила деньги, а по мере того, как эти затраты начинают окупаться.
2. Если принимается вторая трактовка и считается, что целевое финансирование осваивается не тогда, когда поступают выделенные средства, а когда они приносят выгоды, то делаются следующие записи:
а) получены средства целевого финансирования (деньги):
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
* Примечание: Мы для простоты пропустили промежуточный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
б) оплачены приобретенные основные средства:
Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»
в) оприходованы основные средства:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»;
Обратите внимание на то обстоятельство, что все приобретения основных средств за счет целевого финансирования никак не уменьшают объемы этого финансирования. По мере эксплуатации начинает начисляться амортизация купленного за счет этого финансирования оборудования:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств»
И только после этой записи начинается освоение целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Таким образом, финансирование, в этом случае, уменьшается не по мере траты денег, а только в течение всего срока эксплуатации основного средства.
Поскольку целевое финансирование может осуществляться не только в деньгах, но и в вещественной форме, то если, допустим, выделены были бесплатно материалы, то записи обретут следующий вид:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
И только после списания этих материалов в производство будет сделана запись:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы»
И затем бухгалтер отразит освоение целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Преимущества этого метода связаны с четким соблюдением допущения о непрерывности деятельности предприятия и (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), соответственно, согласования по времени полученных доходов и понесенных расходов, ибо целевое финансирование выделяется не на то, чтобы средства были потрачены, а для того, чтобы они приносили пользу в виде дохода. И пока этой пользы (дохода) не возникает, воля «дарителя» — органа, выделившего средства в виде целевого финансирования, остается неисполненной.
Недостатки. Воля «дарителя» может быть проконтролирована не по бухгалтерским записям, которые могут включать и вуалирование и фальсификацию, а по ее фактическому выполнению. Важно смотреть не на то, как бухгалтер начисляет амортизацию, а на то, как работает машина, выделенные средства, а есть ли она вообще; важно увидеть, что материалы списываются в производство, а не дублировать эти записи, отражая якобы полученный доход. С бухгалтерской точки зрения, формальное проведение в жизнь допущения о непрерывности предприятия приводит к большим методическим трудностям, так как все материалы, находящиеся в собственности организации, учитываются на счете 10 «Материалы» и одни и те же материалы учитывать отдельно (купленные и поступившие по целевому финансированию) очень трудно. То же самое, в еще большей степени, относится и к товарам, полученным по целевому финансированию в предприятиях торговли. Особенно это относится к предприятиям розничной торговли, в которых ведется стоимостной (суммовой) учет товаров.
Значение сказанного усугубляется, если принять во внимание, что во втором случае следует вести аналитический учет не только выделенных целевых поступлений, но и постоянно отражать использование каждой суммы выделенного целевого финансирования.
Счет 86 «Целевое финансирование» используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Чаще он применяется последними для учета целевых средств, получаемых в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников для финансирования затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций.
Полученные средства целевого финансирования отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Использование этих средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетами:
а) 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — списание затрат на содержание некоммерческой организации;
б) 83 «Добавочный капитал» — на использование целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств и т.п.
В последнем случае затраты, связанные с приобретением, строительством или созданием внеоборотных активов, собираются на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», по кредиту которого в дальнейшем списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». На общую сумму израсходованных при этом средств и составляется последняя проводка.
Иногда коммерческие организации получают из бюджета государственную помощь. Порядок учета ее получения и использования регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. Ниже покажем в общих чертах этот порядок по операциям, отражаемым в учете с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
Целевое финансирование из бюджета может предоставляться:
а) на осуществление капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов;
б) на финансирование текущих расходов организации.
Оно может быть получено денежным средствами или другими активами.
Принятие к учету целевого финансирования может осуществляться двумя способами:
1) одновременное отражение дебиторской задолженности организации — источника получения средств и возникновения целевого финансирования.
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
В дальнейшем при фактическом получении средств кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, капитальных вложений и т.п.
2) по мере фактического поступления средств.
При этом дебетуется счета по учету денежных средств, капитальных вложений, материально — производственных запасов и т.п. в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».
Утверждение, содержащееся в пояснениях к счету 86 «Целевое финансирование», о том, что данный счет кредитуется только в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», исправлено в приведенных типовых проводках, которые предусматривают кредитование счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции и с другими счетами.
В обоих случаях стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.
Первый способ принятия к учету целевого финансирования применяется, если организация уверена:
а) что сможет выполнить условия, на которых предоставляется финансирование;
б) что она получит целевое финансирование.
Порядок списания целевого финансирования зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:
а) для финансирования капитальных расходов;
б) для финансирования текущих расходов.
В первом случае затраты, связанные с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов, собираются в обычном порядке на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», с которого списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». Одновременно на общую сумму понесенных при этом расходов делается запись:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»
В дальнейшем на сумму начисленной амортизации по основным средствам и/или нематериальным активам дебетуются счета по учету затрат и кредитуется счета 02 «Амортизация основных средств» и/или 05 «Амортизация нематериальных активов».
Одновременно на сумму начисленной амортизации делается запись:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Если внеоборотные активы не подлежат амортизации (например, объекты внешнего благоустройства, библиотечные фонды и т.п.), то в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления средств целевого финансирования, их стоимость списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» на внереализационные доходы, т.е. на кредит счета 91.1 «Прочие доходы».
Если бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов (например, принятия к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов) на их сумму делается запись:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»
В дальнейшем, при отпуске материально-производственных запасов в производство составляется проводка:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности.
Целевое финансирование, условия использования которого не выполнены, может быть прекращено или отозвано. Поэтому всякое существенное отступление от порядка его использования должно раскрываться в отчетности. Отзыв или прекращение помощи должно немедленно признаваться как возникновение кредиторской задолженности в сумме, подлежащей возврату. Сумма ранее признанного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое финансирование», а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.
Аналитический учет целевого финансирования должен обеспечивать предоставление информации о том, кем предоставлено финансирование, его целях и условиях, величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или не амортизированных активов.
Целевое финансирование отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» в статье «Доходы будущих периодов» или по особой статье в разделе «Краткосрочные обязательства». Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье «Доходы будущих периодов» будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые раскрытия приводятся в пояснительной записке. В ней также может быть раскрыта помощь, которую организация намерена получить в следующем периоде, условия ее предоставления и порядок использования. Все это. Говоря словами А.С.Пушкина, придает отчетности «прозрачный сумрак».
Примеры отражения полученного финансирования в учете.
1.Компенсация расходов
1.1. В связи с проведением празднования дня города предприятию 20.05.2001 перечислены из местного бюджета средства на строительство праздничной трибуны перед заводскими воротами. Трибуна сооружена 27.05.2001.
Полученная помощь 20 мая приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Расходы списываются по мере их совершения в дебет счета 91.2 «Прочие расходы». 27 мая использованное финансирование списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 91.2 «Прочие расходы».
1.2. Местный бюджет компенсирует автотранспортному предприятию убытки, связанные с пассажирскими перевозками, понесенные предприятием в 2001 году. Компенсация проводится в виде перечисления средств на расчетный счет предприятия 1 июня 2002 года.
Полученная компенсация убытков прошлого года приходуется 1 июня 2002 года по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» и отражается в составе финансовых результатов за 2002 год. Убыток показывается в отчете о прибылях и убытках за 2001 год в некомпенсированной величине. В пояснительной записке за 2001 год предприятие укажет порядок предоставления, основание предоставления и размер ожидаемой компенсации.
2. Финансовая поддержка
2.1. Предприятие А перечислило 20.05.2002 средства на расчетный счет аффилированной организации с целью пополнения оборотных средств последней. Полученная помощь приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы».
3. Финансирование приобретения активов
3.1. Предприятие ведет строительство очистных сооружений, частично финансируемое за счет бюджетных средств. 15.06.2002 принят в эксплуатацию коллектор сбора использованной воды и начаты работы по сооружению фильтрационной установки. Инвентарная стоимость коллектора определена в сумме 10 млн. руб. Незавершенное строительство по фильтрационной установке составляет 20 млн. по состоянию на 31.12.2002.
01.11.2002 на расчетный счет предприятия поступило бюджетное финансирование в сумме 10 млн. руб., в том числе 2 млн. на сооружение коллектора и 8 на финансирование сооружения фильтрационной установки. Полученные средства 1 ноября приходуются по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в сумме 8 млн. руб. и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в сумме 2 млн. руб. В течение 2002 года стоимость принятого в эксплуатацию коллектора амортизируется по установленной норме (2%). Одновременно полученное на сооружение коллектора финансирование списывается в доход предприятия проводкой по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91.1 «Прочие доходы». Размер списания составит 20 тыс.руб. (0,02/12*6*2.000.000).
4. Одновременное финансирование расходов на приобретение активов
4.1. В соответствии с государственной программой обеспечения «северного завоза» предприятие получило 15.06.2002 безвозвратный заем в размере 100 млн. руб., условием которого служит обеспечение поставки 100 тыс. т. мазута. 01.09.2002 предприятие заключило договор поставки и загрузило в хранилище 99 тыс. т. мазута. 1 тыс. т. составили потери при разгрузке, которые предприятие решило списать на расходы. Стоимость отпущенного мазута по цене франко-склад поставщика оставила 110 млн. руб., стоимость перевозки — 10 млн. руб. 01.10.2002 50 тыс. т. мазута продано ТЭЦ за 50 млн. руб. 15.06.2002 надлежит оприходовать поступивший безвозвратный заем в сумме 100 млн. руб. 01.09.2002 необходимо оприходовать полученный мазут и потери при перевозке, а также задолженность поставщикам и перевозчикам. Одновременно следует распределить полученную помощь и списать часть полученного займа на доходы. 01.10.2002 необходимо списать проданный мазут и отнести на доход, приходящуюся на проданный мазут долю безвозвратного займа. В учете, таким образом, будут сделаны следующие записи:
Поступил безвозвратный заем:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование» -100 000 руб.
Себестоимость.
Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на реализованный мазут:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
5. Возврат государственной помощи
5.1. Если в условиях примера 3.1 выяснится, что построенные очистные сооружения не отвечают характеристикам, предусмотренным программой помощи, то с момента лишения предприятия права на субсидирование надлежит сделать в учете следующие записи:
Право на субсидию аннулируется
- Отражается задолженность в сумме полученных средств
- Списывается ранее признанный доход
Получен мазут
- Поступило на склад (99%)
- Потери (1%)
- НДС на поступивший мазут
- НДС на потери
Получен счет за перевозку
- Стоимость перевозки полученного мазута
- Стоимость перевозки потерянного мазута
- НДС на перевозку поступившего мазута
- НДС на перевозку потерянного мазута
- Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на потерянный мазут (1% от займа)
Списан реализованный мазут
- Отпускная цена
- НДС
При организации бухгалтерского учета целевого финансирования целесообразно учитывать требования налогового законодательства. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное предприятиями в рамках целевого финансирования. При этом законодатель дал конкретное определение средств целевого финансирования. Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:
- средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- полученные гранты;
- инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
- средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика;
- средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
- средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
- средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.
Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Учет целевого финансирования
К целевому финансированию относятся средства, полученные организацией на строго определенные цели: исследовательские работы, на оплату текущих расходов и др. Основную часть целевого финансирования составляет государственная помощь. Она представляет увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.
Для учета средств целевого финансирования используется пассивный счет 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражается принятие к учету средств целевого назначения. Фактическое поступление целевых средств учитывается по дебету счетов учета денежных средств 50″Касса» , 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», счетов учета имущества 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При использовании целевых средств на финансирование инвестиционных проектов (строительство, реконструкция, приобретение основных средств и нематериальных активов) производится учетная запись по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный фонд».
Направление средств целевого финансирования на текущие расходы отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчету «Безвозмездные поступление». Суммы, учтенные на данном субсчете, в периоды признания расходов, на которые они были предоставлены, списываются в кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Средства целевого финансирования, направленные на покрытие затрат организации, списываются с кредита счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 86 «Целевое финансирование».
Списание стоимости полученных безвозмездно в порядке целевого финансирования основных средств отражается вначале по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Затем по мере начисления по таким объектам основных средств амортизации их стоимость признается доходом организации, что отражается по дебету счета 98 «Доходы» будущих периодов» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
В дебет счета 86 «Целевое финансирование» списываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным товарам, работам и услугам за счет средств целевого финансирования.
Аналитический учет средств целевого финансирования организуется по их назначению и каналам получения.
Контрольные вопросы
1. Что такое устав организации и ее чистые активы?
2. Как отражается задолженность учредителей по формированию уставного фонда?
3. Какие источники увеличения уставного фонда?
4. Для каких целей формируется резервный фонд?
5. Какой порядок формирования добавочного фонда?
6. Как характеризуется счет 83 «Добавочный фонд»?
7. Какой порядок формирования резервов предстоящих расходов?
8. Для каких целей создаются оценочные резервы?
9. Какова сущность целевого финансирования?
10. Как отражается использование целевого финансирования?
Учет средств целевого финансирования
В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета указано, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование».
В налоговом учете определены две группы целевых средств — целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств.
Целевое финансирование — это поступления из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ) (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). К средствам целевого финансирования относятся:
• средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
• гранты;
• инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов), а также иностранные инвестиции;
• средства дольщиков, полученные заказчиком согласно заключенным договорам с организацией-долыциком в порядке долевого участия в строительстве объектов;
• средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества;
• средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда;
• средства, полученные организациями, в состав которых входят особо радиационно- и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения их безопасности;
• сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
• средства, получаемые медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
• страховые взносы банков в фонд страхования вкладов в соответствии с законодательством РФ.
Целевые поступления — это поступления, полученные из бюджета бюджетополучателями, а также средства других организаций (юридических лиц) и физических лиц, полученные некоммерческими организациями, направленные на содержание и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Кроме бюджетных ассигнований к целевым поступлениям также относятся средства, полученные некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности. Их перечень является закрытым. К ним, например, относятся:
• вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства;
• целевые поступления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР;
• имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
• суммы финансирования из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
• средства и иное имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности;
• совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
• пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
• пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
• использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
• отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов;
• средства, поступившие профсоюзным организациям на проведение социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
• использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО;
• имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
• средства, полученные профессиональными объединениями страховщиков и предназначенные для финансирования компенсационных выплат.
В отличие от средств целевого финансирования, которые должны быть использованы по назначению, определенному источником финансирования или федеральным законом, целевые поступления не имеют такой четкой направленности и используются в соответствии с уставной деятельностью.
Основным нормативным документом по учету целевых средств является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н. Положение применяется в отношении государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление данной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Стоимость таких активов определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. При этом необходимо исходить из определений форм государственной помощи.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету осуществляется при выполнении следующих условий (п. 5 ПБУ 13/2000):
1. Имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.
2. Имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
В п. 7 ПБУ 13/2000 предлагаются два варианта по отражению в бухгалтерском учете поступления целевых средств.
Вариант 1: если бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 5 ПБУ 13/2000), то по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. При этом в учете производятся записи:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
— начислена задолженность по признанному в учете целевому финансированию;
Дебет 08,41,43,51
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— приняты к учету поступившие средства целевого финансирования.
Вариант 2: если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (п. 12 ПБУ 13/2000), то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.:
Дебет 08,41,43,51
Кредит 86 «Целевое финансирование».
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:
• для финансирования капитальных расходов;
• для финансирования текущих расходов;
• для финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде.
Списание бюджетных средств на финансирование капитальных расходов производится на счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. В учете при этом составляются записи:
Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— приобретен объект основных средств;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед поставщиком;
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08-4 «Приобретение объектов основных средств»
— введен в эксплуатацию объект основных средств;
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
— списаны средства целевого финансирования.
Впоследствии производится списание средств с субсчета 2 «Безвозмездные поступления» на прочие доходы в течение срока полезного использования объекта в размере начисленной амортизации:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
Кредит 91-1 «Прочие доходы».
Списание бюджетных средств, предназначенных для финансирования текущих расходов, производится в периоды признания этих расходов.
В случае использования средств на приобретение материально-производственных запасов в учете производятся записи:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— приняты к учету приобретенные материально-производственные запасы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед поставщиком;
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
— списаны средства целевого финансирования;.
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы»
— отпущены в производство материалы;
Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— включены средства целевого финансирования в текущие расходы в размере стоимости списанных в производство материалов.
Если государственная помощь получена на финансирование расходов на оплату труда и осуществление других расходов аналогичного характера, то списание средств осуществляется в момент начисления таких расходов. В учете при этом составляются следующие записи:
Дебет 20, 25, 26
Кредит 70, 69, 60 и др.
— начислены расходы;
Дебет 86 «Целевое финансирование»;
Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
— списаны средства целевого финансирования;
Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— средства целевого финансирования включены в текущие доходы.
Бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, отражаются как возникновение задолженности по бюджетному финансированию и увеличение финансового результата организации:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
— отражена задолженность по средствам целевого финансирования;
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— получены бюджетные средства на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов;
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
— списаны средства целевого финансирования.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств зависит от того, когда были получены эти средства — в текущем отчетном периоде или в предыдущие годы.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то на основании п. 13 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете производятся сторнировочные записи. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, указан в п. 14 ПБУ 13/2000. Так, если бюджетные средства были направлены на финансирование капитальных расходов, то организация уменьшает целевое финансирование на сумму, подлежащую возврату, и отражает свою задолженность перед бюджетом. Одновременно организация уменьшает финансовые результаты на сумму начисленной амортизации и восстанавливает несписанную сумму доходов будущих периодов. В учете составляются следующие проводки:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— отражена сумма, подлежащая возврату в бюджет;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
— восстановлено целевое финансирование на сумму начисленной амортизации по внеоборотным активам;
Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
— восстановлена сумма ранее списанных доходов будущих периодов;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— возвращены бюджетные средства.
Если бюджетные средства были направлены на финансирование текущих расходов, то в учете организаций также следует уменьшить целевое финансирование и отразить задолженность перед бюджетом: Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
— восстановлено целевое финансирование на сумму отпущенных в производство материалов;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— возвращены бюджетные средства.
Если сумма, которую нужно вернуть, превысит остаток средств целевого финансирования, то организация должна уменьшить свои финансовые результаты и отразить задолженность перед бюджетом.
Учет целевого финансирования
Одним из источников формирования хозяйственных средств предприятия могут быть средства целевого финансирования, поступающие в организацию от других предприятий, физических лиц, а также в виде государственной помощи.
Целевое финансирование, предоставляемое коммерческой организации, признается как увеличение экономических выгод организации в результате поступления денежных средств, а также иных активов.
Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. Использование не по назначению влечет за собой возврат средств целевого финансирования, а также мер ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
Для учета средств целевого финансирования предусмотрен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Сальдо по счету показывает сумму выделенного для коммерческой организации целевого финансирования на отчетную дату.
Оборот по кредиту показывает сумму полученного в отчетном периоде целевого финансирования.
Оборот по дебету показывает сумму использованного целевого финансирования на соответствующие цели.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.
Основную часть средств целевого финансирования, как правило, составляют средства, выделенные государством из бюджетов соответствующих уровней в виде государственной помощи.
В соответствии с ПБУ 13/2000 установлены следующие формы государственной помощи:
- – субвенции и субсидии, выделяемые органами исполнительной власти из бюджетов соответствующих уровней;
- – бюджетные кредиты, предоставляемые уполномоченными органами государственной власти на возмездной и возвратной основе (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей);
- – прочие формы государственной помощи.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые
коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе.
К прочим формам государственной помощи можно отнести такие услуги, оказываемые государственными органами, как оказание консультационных услуг на безвозмездной основе; предоставление гарантий; предоставление беспроцентных займов или займов с пониженной процентной ставкой и др.
Бюджетные средства, поступающие в организацию, подразделяются:
- – на средства, предназначенные для финансирования капитальных вложений, связанных с новым строительством, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основных фондов, а также закупкой основных средств и иного имущества.
- – средства, предназначенные для финансирования текущих расходов организации и не связанные с капитальными вложениями.
ПБУ 13/2000 предусмотрены следующие способы принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств:
- – по мере фактического получения средств;
- – мере принятия решения о предоставлении средств.
При первом способе с получением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений, материальных запасов и др. в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».
При втором способе организация принимает к бухгалтерскому учету бюджетные средства при одновременном соблюдении следующих условий:
- – имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- – имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Оба этих условия должны быть подтверждены документально.
Подтверждением первого условия могут служить заключенные организацией договоры, технико-экономические обоснования, утвержденная в установленном порядке проектно-сметная документация и др.
Подтверждением второго условия могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и иные документы.
При втором способе предоставляемые бюджетные средства отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования отражается как увеличение финансовых результатов организации. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов, отражаются в составе прочих доходов организации как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, полученные коммерческой организацией на финансирование предстоящих целевых расходов, учитываются на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».
Суммы, отраженные на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:
- – по основным средствам – по мере начисления амортизации;
- – по материально-производственным запасам – по мере списания на счета учета затрат на производство и издержек обращения.
Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, предназначенного для финансирования капитальных расходов организации:
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
К 86 «Целевое финансирование» – отражена задолженность по бюджетным средствам, предназначенным для финансирования капитальных расходов;
Д 51 «Расчетные счета»;
К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражено поступление бюджетных средств на расчетные счета организации;
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена покупная стоимость приобретенного основного средства, включая НДС;
Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К 51 «Расчетные счета» – произведена оплата поставщику по выставленному счету;
Д 01 «Основные средства»;
К 08 «Вложения во внеоборотные активы» – отражена первоначальная стоимость объекта основных средств, введенного в эксплуатацию;
Д 86 «Целевое финансирование»;
К 98/2 «Безвозмездные поступления» – приобретенные объекты основных средств отражены в учете как безвозмездные поступления (запись делается одновременно с принятием к учету объектов основных средств);
Д 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»;
К 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по приобретенным объектам основных средств за счет источников целевого финансирования;
Д 98/2 «Безвозмездные поступления»;
К 91/1 «Прочие доходы» – одновременно; с начислением амортизации часть средств, отнесенных ранее на увеличение доходов будущих периодов, отнесена к прочим доходам организации отчетного периода (такие записи будут проведены по учету в течение всего срока начисления амортизации).
Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, предназначенного для приобретения материально-производственных запасов:
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
К 86 «Целевое финансирование» – отражена задолженность по целевым бюджетным средствам, предназначенным для финансирования текущих расходов организации;
Д 51 «Расчетные счета»;
К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражено получение средств целевого финансирования;
Д 10 «Материалы»;
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена покупная стоимость приобретенных материальных запасов, включая НДС;
Д 86 «Целевое финансирование»;
К 98/2 «Безвозмездные поступления» – полученные целевые бюджетные средства отнесены и включены в состав доходов будущих периодов;
Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К 51 «Расчетные счета» – произведена оплата поставщику за материалы;
Д 20 «Основное производство»;
К 10 «Материалы» – списаны материалы на нужды производства;
Д 98/2 «Безвозмездные поступления»;
К 91/1 «Прочие доходы» – часть средств доходов будущих периодов, которая соответствует величине материалов, отпущенных на нужды производства, отнесена к прочим доходам отчетного периода.
1.4 Учет целевого финансирования
Целевые финансирование и поступления — это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.
Источниками целевого финансирования являются:
-
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
-
в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
-
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
-
в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
-
в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;
-
в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;
-
в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
-
в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.
Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.
Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.
В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.
Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:
-
направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
-
используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.
ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:
1. по мере фактического получения бюджетных средств;
-
при наличии следующих условий:
имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;
имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.
Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.
Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.
При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».
При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).
В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:
20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.
При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».
На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:
Кредит счетов |
Дебет |
Кредит |
Дебет счетов |
50, 51, — 52 |
Списание денежных средств за счет целевого финансирования |
Сначальное — сумма неизрасходованных средств |
|
10, 60, 70 — |
Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг |
Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц |
50, 51, — 52 |
29 — |
Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений |
Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д. |
— 76 |
20, 26 — |
Содержание некоммерческих организаций |
Начисление средств целевого назначения унитарной организации |
— 75-3 |
83 — |
Использование средств полученных в виде инвестиций |
||
98, 98-2 — |
Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер |
Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»