Макрос

портал для бухгалтеров

Штраф за неприменение ККМ

Содержание

Ответственность за неприменение ККТ в 2019 году – штраф для ИП и организаций при отсутствии онлайн-кассы

Принятие закона РФ №290-ФЗ от 03.07.2016 привело к внесению ощутимых изменений в действующий закон РФ №54-ФЗ от 22.05.2003 – основной нормативно-правовой акт, регламентирующий использование контрольно-кассовой техники (ККТ) субъектами хозяйствования – организациями и индивидуальными предпринимателями.

Помимо этого, однако, 290-ФЗ внес серьезные поправки в отдельные положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность юридических лиц, должностных субъектов и индивидуальных предпринимателей за несоблюдение требований актуального законодательства в области применения онлайн-касс и отсутствие кассовых аппартов.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Необходимо разобраться, какие санкции и штрафы предусматриваются в нынешнем 2019 году за неприменение аппаратов ККТ и нарушение правил их эксплуатации.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие онлайн кассы в 2019 году?

Законом РФ №290-ФЗ были существенно увеличены размеры денежных штрафов, взимаемых с организаций, предпринимателей и должностных лиц, осуществляющих наличные расчеты без использования ККТ.

Штрафные санкции и иные наказания, применяемые в отношении виновных субъектов за работу с наличностью без онлайн-касс, предусматриваются статьей 14.5, прописанной в КоАП РФ.

Так, положениями этой статьи предписываются следующие меры административного воздействия за неиспользование ККМ:

  • Наложение штрафов, взимаемых с виновных субъектов в денежной форме.
  • Вынесение официальных предупреждений (зачастую практикуется, если выявленное правонарушение считается мелким, а также в тех ситуациях, когда проступок совершается хозяйствующим субъектом впервые).
  • Приостановление (временное прекращение) хозяйственной деятельности организации или предпринимателя (максимум на девяносто суток).
  • Дисквалификация на один-два года (такая мера воздействия предусматривается только для должностного субъекта юридического лица).

Законом 54-ФЗ четко определяются конкретные разновидности правонарушений, рассматриваемых как незаконное осуществление коммерческой деятельности при отсутствии онлайн-кассы.

Выявление таких правонарушений относится к исключительной компетенции налогового ведомства РФ. Так, неприменение ККТ хозяйствующим субъектом может выражаться следующим образом:

  • наличная выручка не фиксируется организацией, предпринимателем в кассовой книге;
  • используемый аппарат ККТ не числится в государственном регистре;
  • реальная стоимость приобретения не соответствует сумме, указанной в выбитом кассовом чеке;
  • кассовый чек не был предоставлен покупателю, хотя и распечатывался онлайн-кассой;
  • кассовый чек не пробивается кассиром при совершении покупки;
  • эксплуатируется устройство онлайн-кассы, которое не регистрировалось должным образом в налоговом ведомстве;
  • отсутствие аппарата ККТ у хозяйствующего субъекта, обязанного применять онлайн-кассу при совершении расчетов наличностью.

Каков штраф для организаций (ООО) за неиспользование ККМ?

На юридическое лицо (ООО), допускающее правонарушения, которые расцениваются как работа с наличностью без онлайн-кассы, могут налагаться штрафы.

Размеры штрафов для ООО за неприменение кассы в 2019 году следующие:

  • За отсутствие ККТ с юридического лица может взиматься штраф, соответствующий 75-100% неучтенной денежной суммы (минимальная сумма — тридцать тысяч рублей).
  • За некорректную эксплуатацию ККТ (несоблюдение правил использования, отсутствие своевременной регистрации, перерегистрации, другие подобные нарушения) – минимальный размер — 5000 рублей, максимальный 10000 рублей.
  • Покупателю не предоставлялся бумажный/электронный чек – 10000 рублей.

Штрафы для ИП (индивидуальных предпринимателей)

Частные предприниматели и должностные субъекты юридических лиц, нарушающие правила, которые действуют в области применения ККТ, будут вынуждены платить также штрафы.

Размеры штрафов за неиспользование ККМ ИП в 2019 году следующие:

  • При отсутствии устройства онлайн-кассы – от 25% до 50% неучтенной денежной суммы (минимальный размер — десять тысяч рублей).
  • Некорректная эксплуатация ККТ – минимальный штраф — 1500 рублей, максимальный — 3000 рублей.
  • Покупателю не отдали бумажный/электронный чек – 2000 рублей.

Порядок применения ККТ индивидуальными предпринимателями.

Полезное видео

Кто инициирует проведение проверок и какие штрафные санкции предусмотрены за неприменение ККТ, подробно рассказано в данном видео:

Изменения по онлайн кассовым аппаратам с 1 июля 2019 года

С июля 2019 года прошел четвертый этап перехода на применение новой кассы. Число лиц, обязанных применять эти аппараты, значительно повысилось.

Также вступают в силу еще целый рая нововведений:

  • Обязанность использовать онлайн кассовые аппараты распространяется и на лиц, находящихся на ЕНВД и ПСН, у которых есть работники и еще у ряда субъектов.
  • С этого времени становится обязательным использование онлайн кассовых аппаратов в отношении безналичных расчётов с физлицами.
  • В формулировке чека онлайн касс должно поменяться при расчете картами понятие «Электронный» на «Безналичный»
  • Онлайн-кассы нужно использовать по операциям продажи товаров в кредит и погашения товарного кредита.
  • Данные аппараты необходимо применять перевозчикам при пассажирских перевозках, когда расчеты ведутся внутри транспортного средства.
  • В чеки онлайн-кассы необходимо обязательно указывать наименование покупателя, а также его ИНН.
  • В чеках онлайн-кассы следует фиксировать факт внесения предоплаты, ее зачет, а также постоплату товара.

В августе 2019 года вступают в силу поправки в закон, согласно которым в чеки онлайн-кассы нужно будет отражать информацию о сумме акциза и код страны происхождения, если осуществляется реализация иностранного товара.

Сроки перехода на новые ККМ

С 1 июля обязаны использовать кассовый аппарат следующие категории субъектов:

  • Предприниматели на патенте и вмененке, какие занимаются реализацией товаров не своего производства и не нанимают работников;
  • Предприниматели на патенте и вмененке, какие занимаются оказанием услуг, выполнением работ, и принимают на работу наемных сотрудников;
  • Компании и предприниматели, которые ранее выдавали БСО, в том числе транспортные компании при продаже билетов (получили мораторий на штрафы до 1 июля 2020 года);
  • Предприниматели без работников, какие производят торговлю через автоматы;
  • Предприниматели на патенте, оказывающие следующие услуги:
    • Парикмахерские и косметологические услуги;
    • Ремонт бытовой аппаратуры, часов и других аналогичных изделий;
    • Техобслуживание и ремонт автомобилей и мотоциклов;
    • Перевозка грузов на автомобилях;
    • Перевозка пассажиров на автомобилях;
    • Перевозка грузов при помощи водного транспорта;
    • Перевозка пассажиров при помощи водного транспорта;
    • Услуги ветеринарного характера;
    • Услуги по проведению занятий физкультурой и спортом;
    • Охотничьи хозяйства и осуществление охоты;
    • Осуществление занятий медициной и фармацевтикой лицом, получившим для этого лицензию;
    • Прокат;
    • Изготовление молочной продукции;
    • Спортивное и товарное рыболовство и рыбоводство;
    • Ремонт компьютеров и оргтехники.

Но вместе с этим ввели поправки по новой отсрочке на использование онлайн кассы. Теперь до 1 июля 2021 года могут работать без касс:

  • Предприниматели на любой системе налогов, какие реализуют товары собственного изготовления и не имеют наемных сотрудников;
  • Предприниматели на вмененке и патенте, которые оказывают услуги и не имеют наемных сотрудников.

Важно! Если ИП из данного списка примет на работу сотрудника, он в течение 30 дней с этого момента должен будет приобрести и начать применение онлайн кассы.

Можно ли избежать штрафа

С 1 июля большое количество предпринимателей, которые до этого могли не использовать кассовые аппараты, обязаны были приступить к применению кассовой техники. Из-за этого у производителей возник серьезный дефицит как самих аппаратов, так и фискальных накопителей к ним.

В результате сложилась ситуация, при которой из-за сложившихся проблем большое количество субъектов просто бы не успели начать использование ККТ к установленному сроку и автоматически попадали на штрафные санкции со стороны государства.

Внимание! Поэтому было принято решение ввести мораторий на штрафы за отсутствие онлайн кассы сроком на один год — до 1 июля 2020 года. Это значит, что за указанный период времени необходимо приобрести аппарат и начать его использование, и штрафов за это не будет.

Однако данный мораторий распространяется только на перевозчиков, которые теперь обязаны выдавать билеты при получении оплаты за проезд, а также организации сферы ЖКХ, какие раньше могли выписывать БСО.

Помимо этого, еще в 2017 году Минфин издавал письмо, касающееся штрафов при переходах на онлайн-кассы. Есть суть состояла в том, что штрафа можно избежать, если на момент наступления ключевой даты у субъекта бизнеса есть заключенные договора с оператором фискальных данных, а также с поставщиком на приобретение кассового аппарата и фискального накопителя.

Эти документы будут являться доказательством того, что субъект пытался исполнить требования закона, но в силу непреодолимых обстоятельств не смог это сделать (отсутствие оборудования у поставщика).

Метки Онлайн-кассы>Штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2018 году

Виды нарушений и предусмотренная ответственность

1. Неприменение ККТ при расчетах влечет административную ответственность в виде штрафа (п.2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денег или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей;
  • для должностных лиц (руководитель организации, его заместитель) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей.

При неприменении ККТ в организации к штрафу могут привлечь не только самого нарушителя, юридическое лицо, но и его руководителя. Наложить санкции на продавца, кассира, товароведа невозможно в силу закона, тут мера ответственности может определяться только руководителем организации в виде дисциплинарного взыскания.
Но предъявление штрафных санкций к организации еще не означает, что ее руководитель автоматически будет привлечен к ответственности. Так, в Решении Московского городского суда от 20.02.2017 по делу № 7-3007/2017, суд признал неправомерным привлечение гражданина — руководителя организации к ответственности по п.2 ст.14.5 КоАП РФ, так как неприменение ККТ при продаже товара допущено продавцом магазина. В свое время руководитель организации ознакомил продавца с должностной инструкцией, с положением организации о запрете продажи товаров без применения ККТ. Руководитель не давал указаний продавцу о необходимости нарушить данный запрет, его фактически не было в магазине. Сам по себе факт, что гражданин занимает должность руководителя организации, не дает оснований полагать о его виновности.

2. Повторное неприменение ККТ при расчетах, в случае уже имеющегося нарушения или если сумма расчетов без кассовых чеков составит 1 000 000 рублей и более, влечет за собой:

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц (руководитель организации, его заместитель) — дисквалификация от 1 до 2 лет.

Применение ККТ, которая не соответствует требованиям законодательства, влечет административную ответственность (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;

3. Непредставление (несвоевременное представление) организацией (ИП) информации и документов по запросам ИФНС влечет административную ответственность (п.5 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организации — в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для должностного лица — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.

4. Ненаправление покупателю кассового чека или БСО в электронной форме, либо непередача документов на бумажном носителе влечет административную ответственность (п.6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организации — в виде предупреждения или штрафа в размере 10 000 руб.;
  • для должностного лица — в виде предупреждения или штрафа в размере 2 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере 2 000 руб.

В свете постановления Верховного суда РФ от 24 ноября 2015г. № 308-АД15-0504, хочу отметить, что пользователь ККТ также может быть оштрафован, если в кассовом чеке или БСО будет указано время, которое отличается от реального времени совершения расчета (при разнице больше чем на пять минут).
На практике встречаются ситуации, когда продавец не может применять онлайн-кассу по не зависящим от него причинам, например, на рынке временно отсутствуют в продаже фискальные накопители. При этом если организация или предприниматель приняли все меры по соблюдению требований законодательства о применении ККТ, то они не должны привлекаться к административной ответственности. От санкций продавца может избавить договор поставки фискального накопителя, заключенный в предварительный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 05.05.2017г. №03-01-15/28071, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121). Но наличие соответствующего договора не дает полной гарантии освобождения от штрафа при неприменении ККТ, каждый случай будет рассматриваться налоговым органом отдельно, чтобы не допустить преднамеренного нарушения в сфере ККТ и злоупотреблением представленной возможности.
На настоящий момент сложилась судебная практика, которая говорит о правомерности привлечения к ответственности, предусмотренной п.2 ст.14.5 КоАП РФ, если у продавца имелась возможность для соблюдения правил и норм, предполагающих применение при осуществлении расчетов ККТ, при этом отсутствуют доказательства невозможности выполнения нарушенных правил и норм в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Когда штрафуют за неприменение ККТ, а когда за ее несоответствие?

На первый взгляд все кажется понятным. Штрафные санкции применяются в случае, когда расчет производится вообще без кассового аппарата. Но есть нюансы. Помимо самого факта отсутствия кассового аппарата при расчетах к административной ответственности, предусмотренной п.2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ, продавцы будут привлечены в следующих случаях:

  • используемая ККТ и/или фискальный накопитель отсутствуют в утвержденном Государственном реестре моделей. Проверить модель кассового аппарата и фискального накопителя всегда можно в реестрах на сайте ФНС;
  • используемая ККТ не оснащена фискальным накопителем, либо фискальный накопитель не заменен по истечению установленного срока;
  • ККТ и/или фискальный накопитель не поставлены на учет в налоговом органе;
  • существуют ошибки в настройках ККТ, в работе аппарата есть технические нарушения.

Дело в том, что Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) дал новое определение ККТ, согласно которому теперь под кассой понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с установленными правилами. Таким образом, техника, не отвечающая всем критериям данного определения, уже не может полноправно называться ККТ, а значит, производимые на ней расчеты будут считаться расчетами, произведенными без применения ККТ.

Для того, чтобы ККТ работала в рамках закона, важно чтобы она была подключена к оператору фискальных данных. ОФД «Такском» предлагает вам не только быструю и безопасную передачу фискальных данных, но и удобные сервисы Личного кабинета, которые позволяют контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета.

Более мягкая мера ответственности предусмотрена за применение в расчетах несоответствующего типа ККТ (п.4 ст. 14.5 КоАП РФ), когда:

  • ККТ не соответствует требованиям, установленным в статье 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ);
  • нарушен установленный порядок регистрации (перерегистрации) ККТ,
  • нарушен порядок и условия применения ККТ.

При этом несоответствие модели ККТ будет трактоваться как нарушение даже в том случае, когда пользователь применяет в ее составе фискальный накопитель, но не того срока использования, который положен. В общем порядке организации используют фискальный накопитель со сроком действия 13 месяцев, но если организация находится на специальном режиме налогообложения, то она должны применять фискальный накопитель со сроком 36 месяцев.
Таким образом, п.4 ст. 14.5 КоАП РФ применяется при любом несоответствии работы ККТ с положениями Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ), кроме случаев, когда нарушение трактуется как неприменение ККТ.

Как избежать ответственности

В новой редакции Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (с учетом Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) пользователям ККТ предоставлена возможность избежать наказания за ряд совершенных правонарушений.
Для того, чтобы избежать штрафных санкций от пользователя ККТ требуется добровольно сообщить в налоговый орган о совершенном нарушении, а также самому доказать факт вины, предоставив сведения и документы, достаточные для установления события административного нарушения. Такое заявление подается только в электронном виде в личном кабинете ККТ на официальном сайте ФНС России. Направить заявление следует в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем добровольного устранения нарушения.
Если налоговый орган первый обнаружит нарушение, совсем избежать штрафных санкций не получится, но можно попробовать уменьшить их размер. Для этого от пользователя ККТ требуется опять же признать вину и устранить допущенное нарушение. К примеру, можно пробить чеки коррекции (с признаком расчета «приход») по неучтенным суммам, отправить в налоговую инспекцию письменные объяснения с приложением документов, поясняющих причину произошедшего нарушения, а также доказывающих факт его устранения.
Срок для такого признания установлен в 1 рабочий день с момента, когда налоговый орган разместил в кабинете ККТ данные о выявленных нарушениях. Соответствующее заявление должно быть сделано не позднее дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении. При этом, если организация или индивидуальный предприниматель не признают вменяемого им нарушения, об этом также необходимо сообщить в аналогичном порядке.
Если нарушение совершено пользователем ККТ впервые можно рассчитывать на получение предупреждения вместо штрафа, но только по тем видам правонарушений, по которым предупреждение предусмотрено как мера административной ответственности.

Поделитесь с друзьями:

Ответственность за неприменение ККТ

Обязанность применять ККТ при наличных расчетах установлена законом, а ответственность за ее неприменение — КоАП РФ. Из этой статьи вы узнаете, кто может быть привлечен к ответственности, за что, как это оформляется и может ли суд назначить штраф меньше установленного минимального размера.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Наказание за неприменение ККТ установлено в ст. 14.5 КоАП РФ.

Сразу же следует отметить, что в судебной практике неоднократно возникали вопросы о возможности назначения административного штрафа ниже установленных минимальных размеров. Более того, вопрос о конституционности норм КоАП РФ, фактически запрещающих это, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Высшая судебная инстанция заняла следующую позицию.

Нормы КоАП РФ не препятствуют избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. Кроме того, руководствуясь положениями ст. 2.9 КоАП РФ, управомоченный орган вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (см. Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 348-О и N 349-О).

Таким образом, Конституционный Суд РФ фактически признал, что в настоящий момент нижняя граница административного штрафа за неприменение ККМ не может быть меньше соответствующей планки, установленной в ст. 14.5 КоАП РФ. Однако суд, признав малозначительность деяния, может освободить нарушителя от наказания.

На практике это порождало при рассмотрении дел в федеральных арбитражных судах (ФАС) различных округов прямо противоположные подходы.

Так, ФАС Уральского округа, рассмотрев дело о привлечении к ответственности за продажу товара по цене 8 руб. без применения ККТ счел данное нарушение малозначительным и освободил нарушителя от штрафа (см. Постановления ФАС Уральского округа от 23.03.2005 N Ф09-936/05АК, Волго-Вятского округа от 28.03.2005 N А43-29050/2004-26-646).

А вот ФАС Северо-Западного округа в аналогичной ситуации так не поступил (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2005 N А56-20190/04).

Точку в этих разногласиях поставил Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 17.05.2005 N 391/05 указал, что незначительность суммы, на которую не выбит кассовый чек, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

При применении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ неизбежно возникают два вопроса: кто и за что может быть привлечен к ответственности?

Рассмотрим эти вопросы по порядку.

Кто привлекается к ответственности?

Долгое время спорным оставался вопрос о том, кого именно следует привлекать к ответственности за неприменение ККМ — работника, непосредственно совершившего это правонарушение, либо организацию (предпринимателя), от лица которой действовал работник.

Суды различных округов по-разному отвечали на этот вопрос.

Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа указывал, что при неприменении ККМ работником виновата организация, поскольку она не осуществляла контроль за исполнением работником должностных обязанностей по применению ККМ (см. Постановление от 11.03.2004 N А78-5513/03-С2-9/368-Ф02-709/04-С1).

Аналогичную позицию высказывал и ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 25.05.2004 N Ф08-2160/2004-838А.

Противоположной позиции придерживались ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 25.05.2004 N Ф03-А73/04-2/983) и Московского округа (Постановление от 11.05.2004 N КА-А41/3194-04).

Определенность в этот вопрос внес Президиум ВАС РФ, который указал, что неисполнение юридическим лицом требований законодательства о ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 5960/04, N 6902/04 и N 5940/04, от 23.11.2004 N 8688/04). При этом привлечение к ответственности других должностных сотрудников организации вследствие неприменения ККТ кассиром организации может быть оспорено в суде, причем успешно (см. Постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 50-ад04-1).

Таким образом, к ответственности за неприменение ККМ в настоящий момент могут быть привлечены как непосредственно продавцы, так и их работодатели (организации и предприниматели). При этом привлечение к ответственности работника не исключает привлечение к ответственности работодателя (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А21-8758/04-С1), что, на наш взгляд, в принципе не противоречит КоАП РФ.

Аналогичная позиция высказана и в Письме МНС России от 17.05.2004 N 33-011/336).

За что привлекать к ответственности можно

Ответ на вопрос о том, что следует понимать под неприменением контрольно-кассовых машин, о котором говорится в ст. 14.5 КоАП РФ, содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 16).

  1. Фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

Обратим внимание, что в тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель использует иные виды контрольно-кассовой техники (электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы), о неиспользовании ККМ и, следовательно, о привлечении к ответственности речь вести нельзя (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 16).

Кроме того, в тех случаях, когда организация (предприниматель) в разрешенных Законом о ККТ случаях использует бланки строгой отчетности, ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ не возникает (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 16, а также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2005 N Ф04-9428/2004(7832-А27-32), Северо-Западного округа от 19.11.2004 N А26-5026/04-22, Волго-Вятского округа от 19.07.2004 N А31-1439/7).

В свою очередь неприменение бланков строгой отчетности (см. Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@), а равно применение бланков строгой отчетности неправильной формы (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2004 N А44-2566/04-С13-А) влечет применение ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

  1. Использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (см. также Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@).
  2. Использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

При исключении из Государственного реестра ранее применявшихся моделей их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Закон о ККТ).

Продолжительность срока амортизации ККМ определяется на основании Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 и составляет не более семи лет с момента ее ввода в эксплуатацию (см. Письмо ФНС России от 01.03.2005 N 22-3-11/276). Если из реестра исключена неамортизируемая ККМ, то дальнейшее ее использование невозможно (см. Письмо Минфина России от 17.03.2005 N 03-01-20/1-40). Аналогичный вывод о невозможности дальнейшего использования ККМ, по мнению Минфина, применим и к налогоплательщикам, применяющим специальные режимы налогообложения.

  1. Использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти.
  2. Использование контрольно-кассовой машины с фискальной памятью в нефискальном режиме (см. также Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@).
  3. Использование контрольно-кассовой машины с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (см. также Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@).
  4. Использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

При этом если оттиск пломбы частично стерт, но пломба не нарушена и поэтому возможность проникновения к фискальным данным кассового аппарата отсутствует, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.03.2005 N А17-194А/5-2004).

Обратим внимание, что наличие объективных причин отсутствия пломбы не является основанием для освобождения от ответственности. Так, ФАС Московского округа рассматривал ситуацию, когда пломба была стерта при помывке контрольно-кассовой машины. В этой ситуации суд счел обоснованным привлечение продавца к ответственности (Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2004 N КА-А41/7162-04).

На необходимости уплаты штрафа в случае отсутствия пломбы ЦТО настаивают также налоговые органы (см. Письма МНС России от 16.09.2004 N 33-0-11/584@, Управления МНС России по г. Москве от 02.03.2004 N 11-24/13222).

  1. Пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).

Аналогичный подход изложен в Письме Управления МНС России по г. Москве от 26.10.2004 N 11-24/68981).

За что привлекать к ответственности нельзя

Несмотря на вышеприведенный обширный перечень случаев, которые могут быть расценены как неприменение ККМ, судебной практикой определены и иные случаи, когда о неприменении ККМ и, следовательно, о возникновении оснований для привлечения к ответственности речь не ведется.

К их числу можно отнести следующие случаи.

  1. Применение ККМ без средств визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».

Некоторое время этот вопрос оставался спорным.

Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указывал, что применением ККМ без средств визуального контроля не является неприменение ККМ, и поэтому привлечение к административной ответственности является незаконным (см. Постановление от 28.04.2003 N А33-20182/02-С6-Ф02-1086/03-С1). Такую же позицию высказывал ФАС Московского округа в Постановлении от 14.01.2004 N КА-А40/10990-03.

В свою очередь ФАС Северо-Западного округа занял противоположную позицию. В Постановлении от 15.04.2003 N А56-30414/02 он указал, что применение ККМ без средств визуального контроля означает осуществление расчетов без применения ККМ и влечет административную ответственность.

Напомним, что налоговые органы придерживались второй позиции (см. Письма МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@, Управления МНС России по г. Москве от 02.07.2004 N 11-24/43832).

Точку в этом споре поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В Постановлении от 30.03.2004 N 14447/03 он указал, что отсутствие средства визуального контроля не отнесено к обстоятельствам, свидетельствующим о неприменении контрольно-кассовой машины. Поэтому использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствует средство визуального контроля (голограмма), само по себе не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности за неприменение ККМ по ст. 14.5 КоАП РФ.

Для привлечения к ответственности налоговому органу необходимо доказать, что договор на сервисное обслуживание заключен не был, фискальная память машины была изменена.

  1. Выдача чека с неправильно указанным временем покупки.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 19.05.2004 N А31-638/7 указал, что случаи, которые можно трактовать как неприменение ККТ, четко определены в Постановлении Пленума ВАС РФ N 16. Неправильное время на пробитом чеке там не упомянуто, поэтому и оштрафовать за это нельзя.

Это подтвердили также Постановления ФАС Поволжского округа от 24.06.2004 N А12-8869/04-С37, Восточно-Сибирского округа от 11.03.2004 N А19-17834/03-36-Ф02-680/04-С1, от 06.04.2004 N А78-5144/03-С2-9/343-Ф02-1041/04-С1.

В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении N А19-17834/03-36-Ф02-680/04-С1 указал, что нормы КоАП РФ и рекомендации Постановления Пленума ВАС РФ N 16 не предусматривают административную ответственность за применение ККТ с выдачей чека, который содержит недостоверные реквизиты. Поэтому кассовый аппарат, печатающий чек с указанным на нем неверным временем, не может считаться неисправным.

Аналогичная позиция высказана и в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 10.12.2004 N 11-24/80546.

  1. Неверно пробитая в кассовом чеке сумма, если это не влечет занижения суммы выручки.

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.11.2003 N А19-14880/02-36-26-Ф02-3902/03-С1 рассмотрел ситуацию, когда продавец, пробивая кассовый чек, существенно завысил полученную сумму (вместо 183 руб. 80 коп. указал 18 380 руб.). Суд посчитал, что неверное указание в пробитом чеке суммы в данном случае не образует состава нарушения, поскольку не влечет занижения суммы выручки для сокрытия от налогообложения.

  1. Выдача контрольно-кассового чека с ошибочной датой.

ФАС Уральского округа счел, что поскольку этот случай не указан в Постановлении Пленума ВАС РФ N 16, выдача контрольно-кассового чека с ошибочной датой не может быть квалифицирована как неприменение ККМ (см. Постановления ФАС Уральского округа от 26.02.2004 N Ф09-527/04-АК, Московского округа от 11.11.2004 N КА-А40/8978-04).

  1. Отсутствие на кассовом чеке ИНН.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.01.2001 N А72-3489/00-Р71 указал, что отсутствие на чеках ИНН — это признак неисправности ККТ, а не ее неприменения. Соответственно основания для привлечения к ответственности отпадают.

  1. Использование неисправной ККМ.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.05.2004 N А17-244/5-А указал, что применение неисправной контрольно-кассовой машины не приравнивается к ее неприменению. Выдача чека с нечетко содержащейся в нем информацией не образует состав правонарушения по ст. 14.5 КоАП РФ.

Аналогичную позицию высказал ФАС Московского округа в Постановлении от 14.02.2005 N КА-А40/211-05.

Противоположную позицию занял ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.07.2004 N Ф08-3228/04-1259А. Судьи указали, что контрольно-кассовая машина, не полностью печатающая на чеке обязательные реквизиты, считается неисправной: использование такой ККМ является основанием для привлечения правонарушителя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Налоговые органы также настаивают на необходимости уплаты штрафа по ст. 14.5 КоАП РФ при применении неисправной ККМ (Письмо МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@).

  1. Факт отсутствия у организации (индивидуального предпринимателя) договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ на текущий год.

Сам по себе этот факт не является надлежащим доказательством наличия события правонарушения в виде неприменения ККМ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.2005 N Ф08-6409/05-2449А).

Порядок привлечения к ответственности за неприменение ККТ

Сразу же необходимо обратить внимание, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности нельзя забывать, что назначение административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 16).

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23.3 и ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ правомочны как органы внутренних дел (начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители), так и налоговые органы.

Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МНС России от 17.10.2003 N БГ-3-06/547.

Административное производство по делу о административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, условно можно разделить на следующие две стадии.

1. Составление протокола об административном правонарушении

Полномочиями по его составлению обладают соответствующие должностные лица органов внутренних дел и налоговых органов (п. п. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Исключение из этого правила возможно, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2003 N 10964/03, само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах двухмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (см. также Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.03.2005 N А79-10006/2004-СК1-9345, Восточно-Сибирского округа от 28.03.2005 N А58-4413/04-Ф02-1075/05-С1, Московского округа от 18.03.2005 N КА-А41/1553-05, Северо-Западного округа от 14.03.2005 N А21-4609/04-С1).

Отдельно обратим внимание, что в ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено: для определенной категории дел возможно проведение административного расследования.

Однако данная возможность применительно к нарушениям в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), посягающим на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 16), не предусмотрена.

Поэтому если организации (предпринимателю) вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, то проведение административного расследования в данном случае невозможно.

Аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.11.2003 N А56-18090/03.

Требования к содержанию протокола об административном правонарушении приведены в п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

При этом указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, в отношении которого они вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Отсутствие представителя организации в момент проведения проверки составления протокола об административном правонарушении может послужить основанием для отказа в привлечении организации к ответственности (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2005 N А33-26092/04-С6-Ф02-2068/05-С1).

Обратим внимание, что главный бухгалтер при отсутствии у него доверенности не является законным представителем юридического лица, и поэтому наличие только его подписи на протоколе об административном правонарушении влечет отмену взыскания штрафных санкций (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2004 N Ф08-6151/04-2358А, Волго-Вятского округа от 31.03.2005 N А79-9338/2004-СК1-8656).

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим. Отсутствие такой подписи также может послужить основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности (см. Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2005 N КА-А40/578-05).

Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (при этом им должна быть вручена копия протокола об административном правонарушении).

Обратим внимание, что отказ от подписи является неоптимальной формой поведения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 18.01.2005 N Ф08-6536/05-2483А указал, что отказ законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, подписать протокол не лишает данный документ доказательной силы.

В этом случае достаточно, чтобы в протоколе была заверенная подписями двух налоговых инспекторов, проводивших проверку, отметка о том, что представитель организации (предприниматель) отказался от подписания протокола.

Более грамотно в этой ситуации было бы подписать протокол, подробно изложив в нем мотивы своего несогласия с позицией проверяющих.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 24.02.2005 N КА-А40/656-05 судьи установили, что акт и протокол об административном правонарушении содержат в себе противоречивые сведения об обстоятельствах проверки, изложенные лицом, проводившим проверку, и представителем организации. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности, которые толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Протокол в течение суток с момента его составления направляется органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать это дело. По поступившему протоколу дело рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело.

При этом в порядке подготовки к рассмотрению дела уполномоченный орган должен уведомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате рассмотрения дела.

Неуведомление лица, а равно рассмотрение дела в отсутствие неуведомленного лица служат основанием для отмены постановления о привлечении к ответственности (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2005 N А13-16666/04-23АП, Волго-Вятского округа от 21.02.2005 N А82-7940/2004-31, Центрального округа от 07.02.2005 N А54-3643А/04-С21).

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. Требования к этому протоколу приведены в п. 2 ст. 29.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление по делу об административном правонарушении. При этом административный орган выносит одно из следующих решений (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обратим внимание, что на практике имеют место случаи, когда протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составляются в один день.

Рассматривая эту ситуацию, ФАС Московского округа вынес два противоречивых решения:

  • в Постановлении от 17.01.2005 N КА-А41/12693-04 указано, что протокол и постановление вынесены с соблюдением требований КоАП РФ, который не предусматривает необходимость разнесения во времени составления протокола и рассмотрения административного дела;
  • в Постановлении от 14.03.2005 N КА-А40/1379-05 сделан вывод, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, если оно было вынесено сразу же после рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, так как в этом случае привлекаемое к административной ответственности лицо было лишено предоставленных законом гарантий защиты.

Требования к постановлению по делу об административном правонарушении приведены в ст. 29.10 КоАП РФ. Указанное постановление подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа или должностным лицом, вынесшим постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ).

А.Шершнев

АКДИ «Экономика и жизнь»

Кому может быть назначен штраф за неприменение ККТ

Статья 14.5 КоАП РФ размещается в главе 14, которая называется административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Из этого следует, что субъектом нарушения являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Собственно индивидуальные предприниматели и юридические лица, должностные лица организаций.

Контрольно-кассовая техника обязательна, когда покупатель расплачивается наличными, электронными средствами платежа. Покупатель – только потребитель, человек? Нет. Неважно кто выступает покупателем – человек, другая организация, предприниматель. Применять нужно только онлайн-кассы, включенные в реестр ФНС. Исключения установлены для плательщиков ЕНВД. Онлайн-кассу нужно применять в рознице и общепите. По другим видам деятельности ККТ не обязательна. Индивидуальный предприниматель тоже обязан применять онлайн-кассу. Единственное, что до 01.07.2019 г. ИП вправе не применять ККТ, если на ЕНВД. При этом у него нет работников по трудовому договору. И операция – в общепите или рознице. На патентной системе налогообложения индивидуальный предприниматель может не применять ККТ.

Какой штраф за ККМ закрепляет КоАП РФ

Штраф за неприменение контрольно-кассовой техники устанавливает ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Часть 3 этой же статьи устанавливает ответственность за повторное совершение правонарушения, когда сумма расчетов в совокупности составила 1 000 000 руб. и более. Помимо этого, КоАП устанавливает ответственность за:

  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям
  • применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения
  • непредставление документов о применении ККТ по запросам налоговых органов
  • штраф за непробитый чек.

Назначение административного наказания не освобождает лицо, которое его совершило, от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно наказано.

Размер штрафа за неприменение контрольно-кассовой техники:

  • на должностных лиц (ИП) – от 25% до 50% суммы расчета без ККМ, но не менее 10 000 руб.
  • на организацию – от 75% до 100% суммы расчета без ККМ, но не менее 30 000 руб.

Повторное нарушение при наличии состава административного правонарушения ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ влечет дисквалификацию от 1 года до 2 лет (должностные лица) или административное приостановление деятельности (ИП и организации).

Как избежать штраф за ККМ

Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:

  • прекращение административного производства,
  • малозначительность административного правонарушения
  • замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
  • освобождение от административной ответственности

Специальные нормы: штраф за неприменение ККМ не назначается, если:

  • лицо добровольно сообщило в налоговый орган о неприменении ККМ
  • на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
  • представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения

Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции.

Нарушитель может просить о снижении размера административного штрафа. Для этого необходимо, чтобы правонарушение налоговый орган выявил в ходе автоматизированной проверки. Чтобы лицо признало нарушение до вынесения постановления. И добровольно его устранило (ч. 3, 4 ст. 4.1. КоАП РФ). При одновременном соблюдении этих условий штраф за неприменение ККМ можно снизить до 1/3 от его минимального размера.

Штрафы за неприменение ККМ

Штраф за неприменение ККМ — величина нестабильная. Степень ответственности юридических и физических лиц определяет Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Прежде всего, на размер санкций влияет сумма, вырученная за период работы без ККТ нового образца. Например, если предприниматель или организация должны были поставить онлайн-ККМ 1 июля, а сделали это 5 числа, для расчета штрафа берут выручку за эти пять дней.

Штраф за неприменение ККТ для ИП

Специалисты налоговой инспекции вправе организовать плановую проверку или внепланово посетить точку продажи, если на то имеются основания, например, заявление от потребителя.

Штрафы для ИП за неприменение ККТ устанавливаются в следующих размерах:

  • работа без онлайн-кассы после установленного законодательством срока — 25-50% от выручки, но не менее 10 000 р.;
  • повторное нарушение, когда доход за оба раза составляет от 1 млн р. и выше — приостановление предпринимательской деятельности на срок от 1 до 2 лет.

Оплатить штраф необходимо в течение месяца. В противном случае налоговая служба обратится в суд.

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 5

    53 отзыва

    1 700₽ 1 700₽ 1700 https://online-kassa.ru/kupit/arenda-onlajn-kassy-mts-kassa-5/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 7

    41 отзыв

    1 700₽ 1 700₽ 1700 https://online-kassa.ru/kupit/arenda-onlajn-kassy-mts-kassa-7/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

Штраф за неприменение ККТ для ООО

За отсутствие кассового аппарата, работающего по новым правилам, ООО также штрафуют. Размер взыскания, как и в случае с ИП, зависит от выручки, полученной за период работы без онлайн-ККМ.

Законодательством установлены следующие размеры штрафов за неприменение ККТ для ООО:

  • при первичном нарушении — 75-100% прибыли, но не менее 30 000 р.;
  • при повторном нарушении, когда доход за оба раза превышает 1 млн р. — приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Кроме отсутствия онлайн-кассы, существуют и другие виды нарушений, связанные с ее использованием, которые караются штрафными санкциями.

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для ООО за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию.

Штрафы за нарушение применения ККТ

В таблице указаны штрафы за основные нарушения применения ККТ:

Вид нарушения Размер штрафа, (в рублях)
Для ИП Для организаций
Кассовая техника зарегистрирована ненадлежащим образом, используется неподходящий ФН От 1 500 до 3 000 5-10 тыс.
Нарушен порядок предоставления данных и документации в ФНС От 1,5 до 3 тыс. От 5 до 10 тыс.
Невыдача кассового чека покупателю 2 тыс. 10 тыс.

Наказание в виде предупреждения предусмотрено для владельцев малого и среднего бизнеса, если нарушение выявлено впервые. Также выговор возможен и при повторном несоблюдении законодательных норм, но только в том случае, когда от момента первого предупреждения прошло не менее 1 года.

Отдельно предусмотрены штрафные санкции для ОФД, изготовителей ККМ, экспертных организаций:

  • выдача экспертами заведомо ложного заключения, составленного по результатам проведенной экспертизы ККМ — от 40 до 50 тыс. р. для должностных и от 0,5 до 1 млн р. для юридических лиц;
  • продажа изготовителем ККМ или ФН, которые не внесены в реестр — 10-20 тыс. р. для должностных и 100-200 тыс. р. для юридических лиц;
  • непредоставление ОФД информации в ФНС или предоставление с нарушением установленных сроков — от 10 до 20 тыс. р. для должностных и от 100 до 200 тыс. р. для юридических лиц.

Иногда удается избежать штрафов. Для этого нужно добровольно сообщить о факте правонарушения в ФНС и исправить ошибку до назначения наказания.

Бизнесмен вправе обжаловать решение через суд, если считает, что наказание незаконно. Но ему придется предъявить доказательства своей невиновности (записи с камер видеонаблюдения, показания свидетелей и прочее). Если суд примет сторону бизнесмена, ему возместят расходы.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Кого не оштрафуют за отсутствие онлайн-ККТ в 2019 году?

В ст. 2 54-ФЗ представлен перечень сфер деятельности, занимаясь которыми предприниматели освобождаются от использования онлайн-касс. Соответственно, на бизнесменов этих категорий не накладываются денежные взыскания за неприменение кассовой техники нового образца.

Кого не оштрафуют за отсутствие онлайн-ККТ в 2019 году? Виды деятельности, которые не подпадают под штрафные санкции, перечислены ниже:

  • торговля периодическими печатными изданиями;
  • реализация ценных бумаг;
  • продажа проездных документов в транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных учреждений;
  • разносная торговля;
  • продажа в киосках безалкогольных напитков в розлив, мороженого;
  • окраска и ремонт обуви и другие сферы, предусмотренные в ст. 2 ФЗ-54.

Кроме того, не оштрафуют за отсутствие ККМ нового образца владельцев аптечных пунктов, которые находятся в сельской местности. Также без онлайн-ККТ могут работать ИП, ведущие деятельность в труднодоступных местностях с численностью населения не более 10 000 человек. Но они обязаны выдать чек по требованию клиента.

ИП, работающие в регионах, удаленных от интернет-связи, не освобождаются от использования кассовой техники с ФН. Однако они имеют право не отчитываться ОФД о каждой проведенной операции, а передавать данные позже.

  • Атол Sigma 5

    38 отзывов

    15 000₽ 15 000₽ 15000 https://online-kassa.ru/kupit/atol-sigma-5/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Атол Sigma 7

    48 отзывов

    11 400₽ 11 400₽ 11400 https://online-kassa.ru/kupit/atol-sigma-7/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Меркурий 115Ф

    94 отзыва

    6 200₽ 6 200₽ 6200 https://online-kassa.ru/kupit/merkurij-115f/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • ПТК MSPos-K

    99 отзывов

    11 900₽ 11 900₽ 11900 https://online-kassa.ru/kupit/ptk-mspos-k/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

  • Эвотор 7.2

    153 отзыва

    13 700₽ 13 700₽ 13700 https://online-kassa.ru/kupit/evotor-7-2/ ЗаказатьКупитьЕсть в наличии

ККМ не применяется при выполнении расчетов между ИП или организациями посредством электронного средства платежа без его предъявления.

Все вышеперечисленные категории не будут оштрафованы при отсутствии онлайн-касс, если соблюдаются следующие условия:

  • не используется труд наемных рабочих;
  • торговая площадь не превышает 150 м²;
  • не ведется торговля подакцизными товарами.

Когда в процессе работы кассового аппарата произошел сбой и некоторые операции прошли без его использования, штрафов можно избежать, если после восстановления работоспособности сформировать чек коррекции с неучтенной суммой (согласно письму от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867@).

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут. Оставьте заявку и получите консультацию. Оцените, насколько полезна была информация в статье?

Штрафы за неприменение ККТ и отсутствие онлайн кассы в 2019 году

Какими документами следуют руководствоваться при работе с онлайн кассами, чтобы избежать наказания, ошибок и ответственности?

28.01.2019Российский налоговый портал

Сначала надо разобраться, какими нормативными документами следует руководствоваться:

1) Федеральный закон № 54, который дает полную правовую информацию о внедрении, применении, работе, основных требованиях к ККТ, а также дает информацию об ответственности за нарушения;

1.1 статья 4.3 Федерального закона № 54 – основные особенности применения онлайн касс,

1.2 статья 4.7 Федерального закона № 54 – основные аспекты содержания кассового чека нового образца,

1.3 статья 2 Федерального закона № 54 – направление применения новой онлайн кассы в работе.

2) КоАП РФ – статья 14.5, которая регламентирует величину штрафов за административные правонарушения в части применения ККТ.

Виды нарушения

Размер штрафа для ООО и ИП

Компании или ИП, которые обязаны работать уже сейчас с онлайн кассами, не должны игнорировать свою новую обязанность.

В противном случае исполнительные органы власти будут вынуждены выписать штрафы за отсутствие онлайн кассы. Величина штрафа будет рассчитываться, по тому же принципу, что и за неприменение нового кассового аппарата. И чем дольше организация будет «тянуть» с переходом на онлайн кассу, тем она больше заплатить штраф.

Штрафы за неприменение ККТ

– для должностных лиц: от ¼ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей) до ½ размера суммы расчета (но не меньше 10 000 рублей);

– для юридических лиц: от ¾ размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей) до 1 размера суммы расчета (но не меньше 30 000 рублей).

В случае повторного неприменения ККТ, если сумма расчетов, осуществленных без применения кассовой техники, составила в совокупности, один миллион рублей и более:

– должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от 1 года до двух лет;

– на юридическое лицо будет наложено административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Штрафы за применение ККТ, не соответствующей требованиям законодательства

В случаях применения кассовой техники без фискального накопителя, без подключения к сети интернет, формирующей кассовый чек с нарушениями новых требований и других нарушениях, налагается штраф в размере:

– до 3 000 рублей на должностное лицо организации;

– до 10 000 рублей – на юридическое лицо.

Штраф за не направление кассового чека в электронном виде

Штраф за отсутствие передачи чека покупателю в электронном виде при его запросе или невыдачу чека покупателю на бумажном носителе:

– должностное лицо – 2 000 рублей;

– юридическое лицо – 10 000 рублей.

Штрафы за не предоставление информации в ФНС:

– для должностных лиц до 3 000 рублей;

– для юридических лиц до 10 000 рублей.

Как избежать штрафа?

В случае совершения правонарушения, связанного с использованием ККТ, есть возможность избежать штрафных санкций. Об этом следует помнить.

Какие действия для этого необходимо совершить?

Порядок действий при совершении нарушения:

1) Добровольно сообщить в налоговую инспекцию о факте правонарушения;

2) Исправить данное нарушение до назначения наказания от налогового органа.

Компаниям и ИП не следует увеличивать риски от не применения нового законодательства по ККТ, потому что налоговые органы будут иметь возможность отслеживания применения ККТ в онлайн режиме.

В случае, если чеки в электронном виде не передаются оператору фискальных данных, специалисты налоговой службы будут совершать точечные проверки торговых точек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх