- от автора admin
Содержание
- Направления работы Минприроды России
- СанПиН 2.1.7.1322-03
- Плата за размещение отходов производства и потребления
- 2.5.расчет платы за размещение отходов
- Как рассчитать плату за размещение отходов производства и потребления
- 20. Определение платы за размещение отходов.
- Категории объектов, оказывающих негативное воздействие
- Критерии отнесения объектов, оказывающих воздействие, к объектам I, II, III и IV категорий
- Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие
- Порядок исчисления платы
- Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- 1. Общая информация об экологических платежах.
- 2. Кто платит за НВОС?
- 3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
- 4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи
- 5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
- 6. С какого времени необходимо платить экологические платежи
- 7. Как рассчитать сумму платы за НВОС
- 8. Коэффициенты инфляции
- 9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
- 10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС
- 51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Направления работы Минприроды России
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:
плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;
плательщиками платы при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;
плательщиками платы при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) ТКО – это:
- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
- отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен с 01.01.2018.
Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» применяются до 01.01.2018 (пункт 7 статьи 23 Федерального закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ)).
Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ установлено, что расходы на плату при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 10, устанавливающим, что плата за размещение ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
В отношении отходов производства и потребления платежной базой для исчисления платы является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате (пункт 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.3 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
Ставки платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление № 913).
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы к ставкам такой платы применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Коэффициенты, предусмотренные пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ к ставкам платы за размещение отходов производства и потребления применяются с 01.01.2020 (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ).
С 01.01.2016 до 31.12.2019 к ставкам платы за размещение отходов применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.
Пунктом 2 Постановления № 913 установлено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы применяются с использованием дополнительного коэффициента 2. Указанный коэффициент применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — Места) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее — Закон № 82-ФЗ).
Вместе с тем Законом № 82-ФЗ не определено, что Места являются особо охраняемыми территориями или объектами.
Наряду с этим, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Закон № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — территории традиционного природопользования).
Порядок образования территорий традиционного природопользования определен Главой II Закона № 49-ФЗ.
Соответственно, если Места, определённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, расположены в границах территорий, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, в том числе территорий традиционного природопользования, либо объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, то в отношении данных территорий и объектов применяется дополнительный коэффициент 2.
Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 10 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ установлено, что при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку ее размера в порядке, установленном Правилами № 255.
Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету переплаты в счёт будущего отчётного периода.
Пунктом 36 Правил № 255 предусмотрено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В связи с чем, лица, внесшие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плату, вправе возвратить излишне уплаченную сумму платы или зачесть её в счёт будущего периода.
Решения о зачёте (возврате) принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 48 Правил № 255).
Несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Объекты), в соответствии с Законом № 7-ФЗ (пункт 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).
Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ). Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Государственный учет Объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра Объектов (пункт 3 статьи 69 Закона № 7-ФЗ), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572).
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об Объекте в федеральный или региональные реестры Объектов в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке Объекта на государственный учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного Объекта на государственный учет (пункт 25 Правил № 572).
Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение Объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет Объектов.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на Объектах, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ, выдается свидетельство о постановке на государственный учет Объектов (пункт 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ).
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению платы прекращается после постановки на государственный учет Объекта, которому присвоена IV категория.
Соответственно, за отчетный период, предшествующий постановке на государственный учет Объекта, плата должна быть внесена в полном объеме в установленном порядке.
Декларация о плате представляется ежегодно в срок не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту учета Объекта (Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (далее – Приказ)).
Согласно Приказу декларация о плате представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Представление декларации о плате на бумажном носителе допускается в следующих случаях:
— при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей;
— в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии).
В случае, если Объекты находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько Объектов, то представляется одна декларация о плате.
Раздел 3 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Он заполняется по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.
В случае размещения отходов на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещения отходов размещаются отходы.
Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.
В столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате в строках справочно указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению. При отсутствии фактического количества ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению, в столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате ставится прочерк.
Раздел 3.1 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение ТКО» заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.
Согласно пунктам 6-7 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата не взимается. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Вопросы, касающиеся подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов регулируются Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, и Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, при заполнении разделов 3 и 3.1 декларации о плате указываются реквизиты такого решения.
СанПиН 2.1.7.1322-03
В представленном постановлении описаны основные гигиенические требования к размещению, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Представленные правила предназначены для лиц, занятых в сферах проектирования, строительства, рекультивации земельных участков. Указанные правила не распространяются на полигоны, на которых хранят радиоактивные вещества, ТБО, утилизируют материалы органического происхождения, в том числе трупы животный.
Основные положения
Цель представленного постановления заключается в снижении негативного влияния остаточных продуктов, отработанных материалов. Указанная цель реализуется за счет осуществления ряда задач.
Среди них:
- Внедрение безопасных промышленных технологий
- Минимизация объема остаточных продуктов и мусора
- Использование мусора в качестве вторсырья
Помимо размещения отходов производства и потребления, их вторичной переработки, предусматриваются такие процессы обращения:
- Накопление
- Временное хранение
- Сортировка
- Прессования
- Нейтрализация
- Перевозка
- Складирование
- Утилизация
Процессы обращения с конкретным видом промышленных остатков зависят от их физических, химических свойств, объема, опасности для экологической обстановки. Во избежание сброса загрязняющих веществ, если они не могут быть полностью утилизированы, допускается временное хранение, которое происходит в соответствии с техническим регламентом.
Временное складирование, транспортировка отходов
Временное хранение утиля осуществляют в соответствии с проектом развития предприятия, самостоятельным проектом, устанавливающим нормативы образования отходов производства и потребления и другие операции.
Временно складировать мусор можно на:
- Территории предприятия
- Пунктах приема вторсырья
- Заводах вторичной переработке
- Специально оборудованных площадках открытого типа
Временное хранение на территории предприятия может осуществляться в рабочих, дополнительных помещениях, складских сооружениях нестационарного типа, специальных резервуарах, других оборудованных емкостях, контейнерах, мобильных платформах, вагонах, цистернах.
В соответствии с гигиеническими требованиями размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, сыпучие и летучие материалы, класс опасности которых соответствует I или II должны размещаться только в закрытых складских помещениях, быть изолированы от воздействия внешних факторов. Хранение производится в закрытых герметичных емкостях, а также в мешках, бочках.
С учетом нормативов размещения отходов и требованиям к безопасности определяется объем, который допускается размещать на определенный период времени. За счет этого определяют периодичность вывоза и способ перевозки сырья.
Плата за размещение отходов производства и потребления
За хранение, утилизацию и другие операции с мусором и остаточным производственным сырьем взимается плата. Поэтому необходимо рассмотреть кто обязан вносить плату, как она рассчитывается, другие аспекты.
Кто должен платить?
Сведения о том, с кого взимается плата за утилизацию, содержится в 1-ом пункте статьи 16 представленного закона. В соответствии с ним, юридические лица и ИП, в процессе работы которых образуется мусор, обязаны вносить плату самостоятельно.
Исключением являются только ЮЛ и ИП, чья деятельность осуществляется на объектах 4-ой категории, которые практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Они освобождаются от платы.
Расчет оплаты
Платежная база определяется предприятием самостоятельно, исходя из массы, объема мусора за определенный временной период. При этом учитывается уровень опасности ТБО, соответствие установленным лимитам.
Контроль правильности исчисления платы осуществляется на основе установленных лимитов для конкретного вида мусора, коэффициентов. Некоторые предприятия подлежат экологическому надзору со стороны соответствующих служб.
Порядок и сроки внесения платы
Плату вносят обязанные лица с учетом места регистрации. Сумма рассчитывается за 1 год. Оплата должна осуществляться не позже 1 марта оплачиваемого года. Предусматривается внесение квартальных авансового платежа, который погашают не позже 20-го числа месяца, который следует за оплачиваемым кварталом.
2.5.расчет платы за размещение отходов
Корректировка возможна всегда (если расчет не закрыт). Если нажать кнопку «Корректировка», то становятся доступны для редактирования поля «Лимит на размещение», «Фактически размещено с начала года в пределах установленного лимита», «Фактически размещено с начала года сверх установленного лимита», «Размещено в отчетном периоде всего» и «Размещено в отчетном периоде в пределах лимита»: При нажатии на кнопку она меняет цвет: темный – кнопка нажата, возможно редактирование; светлый – кнопка не нажата, редактирование запрещено.
ИнфоЕсли «отжать» кнопку (нажать на нее когда она темная), то данные в полях автоматически пересчитываются и их редактирование становится невозможно (кнопка становится светлая). Если организация МСП и нет лимита на размещение или не заполнено поле «Размещение отходов» в расчете, то поле «Лимит на размещение» не изменяется и остается доступным для редактирования.
Их размер равен одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ на день их уплаты, но не более 0,2% в день. Начисляются они за каждый просроченный календарный день.
Согласно ст. 8.41 КоАП за несвоевременное перечисление экологического сбора предусмотрена и административная ответственность. Нарушение облагается штрафом:
- для должностных лиц: 3 000 — 6 000 р.;
- для организаций: 50 000 — 100 000 р.
В статье речь идет только о плате, авансовые платежи за квартал не фигурируют.
Согласно Письму Минприроды № 06-09-44/5872 от 25.03.16, пени за просрочку платежа не распространяются на суммы, перечисленные за 2015 год. Начиная с 2016 года, пени начисляются с 21 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В 2017 году — в отношении платежа за год, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным. Ответы на актуальные вопросы Вопрос №1.
Как рассчитать плату за размещение отходов производства и потребления
Росприроднадзора, расчет может быть по ОКАТО плательщика (места образования отходов), ОКАТО принимающей отходы организации или ОКАТО полигона, если все отходы показываются в одном расчете Если отходы размещаются в контейнере и нет информации, куда они вывозятся, то в зависимости от требований территориального органа Росприроднадзора, расчет может быть по ОКАТО плательщика (места образования отходов) или ОКАТО какого либо полигона При добавлении платы за размещение отходов производства и потребленияпо кнопкепорядок заполнения формы следующий: Выбрать нужное ОКАТО в расчете или добавить новый итог по ОКАТО (см. раздел «Итоги по ОКАТО»): Нажать кнопкуУказать производственную территорию (если расчет должен быть по отдельным производственным территориям): Указать, где размещаются отходы – «Размещение на собственном объекте» или «Передача на размещение».
Норматив в общем смысле – это показатель нормы, в соответствии с которой производится какая-либо работа. Способы расчета нормативов образования отходов Существует пять способов (методов) расчета нормативов образования отходов, которые приводятся в Методических указаниях:
- Метод расчета по материально-сырьевому балансу.
- Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
- Расчетно-аналитический метод.
- Экспериментальный метод.
- Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).
Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Метод расчета по материально-сырьевому балансу Расчет норматива отходов производится на основании фактического расхода материалов.
20. Определение платы за размещение отходов.
Принцип платности определен ст.16 ФЗ №7. В федеральный бюджет поступает 20%, субъектов 40%, местные 40%.
Виды платежей:
-
За выбросы ЗВ в атмосферный воздух
-
За сбросы ЗВ в водн. поверхностные объекты
-
За размещение отходов
Ставки платы за негативное воздействие установлены ПП РФ №344 от 2003г. В дополнение разработано ПП РФ №410 от 2005г.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под хранением понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения обезвреживания, утилизации. Под захоронением отходов понимается изоляция их в спецхранилище.
В соответствии с ФЗ «об отходах производств и потребления» ип, юр лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами за исключение обращения с радиоактивными отходами обязан разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их рахмещение, т.е. лимитов на захоронение и хранение и предоставлять их на утверждение в территориальные органы РосТехНадзора. Органы РосТехНадзора следят.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздествий на окружающую среду, количествами, видами и классами опасности (всего 5 классов опасности, самые наиболее токсичный это 1 класс) и площадью объекта размещения.
Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитах определяется путем умножения норматива платы (пп #344) на массу размещаемых отходов плата за сверхлимитное размещение отходов определяется путем умножения увеличенного в 5 раз норматива платы на величину превышения фактической массы размещаемых отходов на установленные лимитами. Плата за вывоз коммунальных отходов и на иных предприятиях не образующих самостоятельно отходы определяется на основании договоров по специализированных организациях и не считаются плато за негативное воздействие на окружающую среду.
Получение соответствующих разрешений устанавливающих лимиты не требуется, т.к. деятельность по размещен не осуществляется 1 класс опасности 1700руб за тонну,5 класс — 8 руб за тонну.
Коэффициенты:
-
Во всех случаях применяется коэффициент учитывающий экологическое состояние почвы,
-
Коэффициент индексации,
-
доп коэффициент 2,если хранение и захоронение находится на экологических зонах и т.д.,
-
Коэффициент 0 при временном хранении отходов,утилизированных в собственом производстве или переданных для использования другой организации в течении 3х лет с момента размещения;
-
0,3 при размещении отходов в соответствии с установленными требованиями в пределах промышленной зоны предприятия.
Отходы по степени воздействия на ос подразделяются на 5 классов опасности:
-
чрезвычайноопасные
-
высокоопасные
-
умеренно опасные
-
мало опасные
-
не опасные.
Класс опасности может быть определен расчетным или экспериментальным методом. Отнесение отходов к 4 му классу опасности может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода.
Плата за размещение отходов в пределах становленных лимитов:
П = масса размещенных отходов × НП (см. ПП №344)
Плата за сверхлимитное размещение отходов:
П = 5×НП × (факт – лимит)
(факт – лимит) — величина превыш. факт.массы, размещаемых отх. над установленными лимитами
Плата за вывоз коммунальных отходов: образующ-ся в образовательных учереждениях, на п/п торговли и др. определяется на основании договоров со специализ. муницип. образований и не считается платой за негативное воздействие на ОС.
Пример расчета.
На химическом предприятии Пигмент за год образуется 3.8 тонн отходов (3 класс опасности) , а также 1 тонна бумажных отходов (3 класс опасности). Они передаются на полигон Красный горб. Определить годовую плату за размещение отходов.
Расчет платы для каждого класса опасности. Так как у нас один ссумируем. 4.8* норматив платы 497* ( учитываем коэфф ПП-344):приложение 1= 1.3, индексация=1,93)=5985
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие
Объекты, оказывающие негативное воздействие , в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Присвоение объекту, оказывающему воздействие , соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих воздействие. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих воздействие, к объектам I, II, III и IV категорий
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029)
I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории
1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
а) по производству кокса;
б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;
в) по производству нефтепродуктов;
г) по добыче и обогащению железных руд;
д) по добыче и подготовке руд цветных металлов — алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:
- для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);
- для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);
- для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);
- для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
- для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);
- для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);
- для производства ферросплавов;
з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:
- стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
- огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);
- керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
- цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);
- известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);
- и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:
- простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);
- кислородсодержащие углеводороды — спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;
- серосодержащие углеводороды;
- азотсодержащие углеводороды — амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;
- фосфорсодержащие углеводороды;
- галогенированные углеводороды;
- полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;
- синтетический каучук;
- синтетические красители и пигменты;
- поверхностно-активные вещества;
к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:
- газы — аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);
- кислоты — хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;
- основания — гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;
- соли — хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;
- неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения — карбид кальция, кремний, карбид кремния;
- специальные неорганические химикаты — цианид натрия, цианид калия;
- оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);
л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;
м) по производству фармацевтических субстанций;
н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:
- по обезвреживанию отходов производства и потребления I — III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;
- по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);
п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:
- отходы I — III классов опасности;
- отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);
р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);
с) по производству целлюлозы и древесной массы;
т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);
ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);
х) по производству следующих пищевых продуктов:
- мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);
- растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);
- продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);
- молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);
ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);
ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;
щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);
ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:
- по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);
- по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).
II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории
2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
в) по металлургическому производству с использованием оборудования:
- для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);
- для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);
- для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);
- для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
- для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);
г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:
- стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
- огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);
- керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
- цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);
- известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);
д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);
е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);
ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);
з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);
и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);
к) по производству следующих пищевых продуктов:
- мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);
- растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);
- продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);
- молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);
л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);
н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:
- по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);
- по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);
о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);
п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;
р) по эксплуатации:
- радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
- пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;
т) по производству искусственного графита;
у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:
- углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
- других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);
ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
ц) по складированию и хранению:
- нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);
- пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);
ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:
- хранения отходов производства и потребления I — III классов опасности;
- хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);
- обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);
- захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);
ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);
щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);
ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);
э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.
3. Объект является:
а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);
б) морским портом;
в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);
г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.
III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории
Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
Наличие одновременно следующих критериев:
- а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
- б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок исчисления платы
Плата за воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за воздействие устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, при исчислении платы за воздействие применяются дополнительные коэффициенты.
Ставки платы за воздействие и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению воздействия и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за воздействие к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем воздействие;
- коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
- коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
- коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия при исчислении платы за негативное воздействие при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
- коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих воздействие и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.
>
Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Подробности Просмотров: 761789
1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС
1. Общая информация об экологических платежах.
Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
А вы знаете, что рассчитать плату за НВОС и отчитаться перед Росприроднадзором можно быстро и просто ? Убедитесь сами! |
За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.
2. Кто платит за НВОС?
Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи
Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).
Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:
- Титульный лист
- Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
- Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
- Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
- Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
- Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»
В расчет платы включаются только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.
Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:
- на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
- и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.
Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML, согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.
Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).
Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:
КБК | Наименование |
048 1 12 01010 01 6000 120 | Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
048 1 12 01020 01 6000 120 | Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами |
048 1 12 01030 01 6000 120 | Плата за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
048 1 12 01040 01 6000 120 | Плата за размещение отходов производства и потребления |
048 1 12 01050 01 6000 120 | Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду |
048 1 12 01060 01 6000 120 | Плата за неиспользование попутного нефтяного газа |
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи
Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС
Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.
С программой ЭКО-Эксперт рассчитать плату за НВОС гораздо проще! Попробуйте сами! |
8. Коэффициенты инфляции
Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.
- Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
- Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
- Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
- Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
- Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
- Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)
Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:
- Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
- Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
- Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
- Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
- Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
- Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
- в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
- в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
- сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
- Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.
Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.
Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).
Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс. Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС. Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.
10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС
Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Далее: Часто задаваемые вопросы.
51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 16).
К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:
-
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-
загрязнение недр, почв;
-
размещение отходов производства и потребления;
-
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»):
-
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
-
размещение отходов;
-
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
(Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)
Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) взимается в соответствии с Порядком, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632″Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Постановление № 632) по нормативам, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344″О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 и от 08.01.2009 г. № 7) (далее — Постановление № 344).
Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Установлены два вида базовых нормативов платы:
-
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
-
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.
Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г.» нормативы платы за НВОС, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию:
-
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г. — 2,05;
-
Постановлением Правительства РФ № 410 от 01.07.2005г. — 1,67.
При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2к Постановлению 344). Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений — 1.
Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия. Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ » Об охране атмосферного воздуха».
Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 г. № 204 в редакции №182 от 27.03.08 г. «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.
Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2. При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.
На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% — в бюджеты субъектов РФ; 40% — в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.