Макрос

портал для бухгалтеров

Ревизия кассы

Инвентаризация (ревизия) кассы

Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина от 13.06.1995 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и Порядком ведения кассовых операций.

Цель инвентаризации — проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

ь при смене кассира

ь при выявлении недостач и хищений

ь перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита). До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные кассовые ордера, приложенные к отчету кассира, с указанием «до инвентаризации на «____» (дата)». Этот отчет, составленный на момент инвентаризации, служит бухгалтерии организации основанием для определения учетных остатков денежных средств и документов.

В процессе инвентаризации кассы осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям: правильность ведения кассовой книги; арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильности подсчета итогов страниц книги, а также переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую; своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.

При инвентаризации кассы также необходимо проконтролировать: соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе; целевое использование полученных из банка денежных средств по назначению, указанному в чеке; наличие фактов не соответствия даты совершения операции и отражения ее в расходном кассовом ордере; обоснованность записей в кассовых ордерах; своевременность возврата в банк на расчетный счет остатков денежных средств по не выданной заработной плате; правильность документального оформления кассовых документов и их соответствие типовым унифицированным формам; наличие фактов подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и их самостоятельного заполнения при получении денег в банке; наличие фактов хранения чековой книжки вне кассового помещения; законность произведенных операций наличными денежными средствами в пределах одной сделки; соответствие корреспонденции счетов типовым проводкам по учету кассовых операций.

Фактическое наличие денежных средств и документов в кассе подтверждается их полным полистным пересчетом.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Деньги и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15 См. Приложение 4, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:

Фактические излишки денежных средств и документов приходуются следующими записями:

Дебет

Кредит

Оприходованы излишки денежных средств, выявленных при инвентаризации кассы

Оприходованы излишки денежных документов выявленных при инвентаризации кассы

При выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной (номинальной) оценке.

В случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету счета 94 отражается их фактическая стоимость.

На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись:

Дебет

Кредит

Отражена выявленная при инвентаризации недостача наличных денежных средств в кассе

Отражена выявленная при инвентаризации недостача денежных документов в кассе

Сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности».

Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица — кассира, то ее сумма списывается в учете проводкой:

Дебет

Кредит

Недостача наличных денежных средств к кассе отнесена на виновное материально-ответственное лицо-кассира

Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы кассира, что отражается следующей записью:

Дебет

Кредит

Из зарплаты виновного лица удержана сумма недостачи денежных средств в кассе

Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет

Кредит

В кассу организации внесена виновном лицом сумма недостающих денежных средств

При отсутствии конкретного виновного лица сумма недостачи денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав прочих расходов организации и списывается корреспонденцией счетов:

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Финансы и кредит / Контроль и ревизия / 2.7 оформление итогов проверки (ревизии)

По итогам ревизии и после ее юриди­ческой оценки руководителем ревизионной группы или ревизором, проводившим ревизию, подготавливается проект решения руково­дителя. В данном документе указываются выводы и конкретные предло­жения, направленные на недопущение в дальнейшем установ­ленных нарушений, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращению и устранению причин, способствовавших неудовлетворительной работе предприятия и нарушению законов, с учетом организационных мер, принятых на ревизованном пред­приятии.

При выявлении ревизией ущерба всегда должны быть установ­лены виновники его образования и поставлен вопрос об их матери­альной ответственности. Для этого подлежат уточнению следующие факты:

· наличие ущерба, т.е. уменьшение реального имущества пред­приятия вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, и как следствие этого, необходимость произведе­ния затрат на его восстановление и (или) приобретение;

· форма материальной ответственности, к которой следует при­влечь работника, и ее конкретный размер (полная, ограни­ченная);

· порядок привлечения к материальной ответственности (по со­гласию работника или посредством передачи гражданского иска, или возбуждения уголовного дела).

Размер причиненного ущерба предприятию определяется на основании данных бухгалтерского учета.

Для повышения действенности контроля организация, осущест­вившая ревизию, проверяет исполнение своих решений по резуль­татам ревизии с выездом в эту организации ревизоров или вызывает руководителей с отчетом об устранении выявленных ревизией нару­шений.

Результаты проведенной ревизии оформляются актом, который подписывается руководителями ревизионной группы или контро­лером-ревизором, а при необходимости – и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) реви­зуемой организации. Один экземпляр оформленного и подписанного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или уполномо­ченному им лицу под роспись в получении с указанием даты полу­чения.

По просьбе соответствующих руководителей ревизуемой орга­низации и по согласованию с руководителем ревизионной груп­пы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до пяти рабочих дней для их ознакомления с актом ревизии и его подпи­сания.

В случае несогласия с актом или при наличии возражений и (или) замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизу­емой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, ко­торые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъем­лемой частью.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в уста­новленные сроки обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и сделать по ним письменные заклю­чения, которые после рассмотрения и утверждения руководите

лем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и также приобщаются к материалам ревизии.

Руководитель контрольно-ревизионного органа при отсутствии возможности формирования аргументированного заключения на­правляет запрос для разъяснения в соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы. Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном порядке.

При от­казе должностных лиц ревизуемой организации подписать или полу­чить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ре­визор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Документы, подтверждающие факт отправле­ния или иного способа передачи акта, следует приложить к экземп­ляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе.

Акт ревизии состоит из двух частей: вводной и описательной.

Вводная часть акта ревизии в обязательном порядке должна со­держать следующую информацию:

· наименование темы ревизии;

· дату и место составления акта ревизии;

· кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер реви­зии или ссылку на задание);

· проверяемый период и сроки проведения ревизии;

· полное наименование и реквизиты ревизуемой организации;

· ведомственную принадлежность и наименование вышесто­ящей организации;

· сведения об учредителях;

· основные цели и виды деятельности организации;

· имеющиеся у организации лицензии на осуществление от­дельных видов деятельности;

· перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в орга­нах федерального казначейства;

· кто в проверяемый период имел право первой подписи в орга­низации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

· описание контрольной среды, под которой понимается со­вокупность всех проверок и ревизий, которые проводились в проверяемый период, органа, осуществлявшего проверки, их результаты и устранение выявленных нарушений и недо­статков.

Вводная часть акта ревизии может содержать и другую информа­цию, относящуюся к объекту ревизии, которая в той или иной мере способствует его характеристике, например, сведения о результатах экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, со­ставления соответствующей отчетности или состояния внутреннего контроля.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов, в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

При составлении акта ревизии ревизоры должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и систем­ность в изложении результатов проверки.

Изложенные в акте материалы должны быть достоверны, объек­тивны и изложены таким образом, чтобы исключить возможность двоякого толкования выявленных нарушений и недостатков в рабо­те. Записи в акте должны быть краткими, ясными, изложены логиче­ски и в хронологической последовательности, со ссылками на соот­

ветствующие документы и материалы, их названия, номера и даты, с указанием нарушенных законов и нормативных актов.

Выявленные в ходе ревизии факты нарушений должны быть опи­саны в акте, при этом обязательно должно быть указано:

· ка­кие законодательные, другие нормативные правовые акты или их от­дельные положения нарушены, кем, за какой период;

· когда и в чем выразились нарушения;

· каков размер документально подтвержденного ущерба;

· каковы другие последствия этих нарушений.

В акт ревизии не допускается включать различного рода вы­воды, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, а также сведения из материалов право­охранительных органов и ссылки на показания, данные следствен­ным органам.

В акте ревизии не должна содержаться правовая, морально-этическая или иная, в том числе эмоциональная, оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой органи­зации, а также не следует квалифицировать их поступки, намерения и цели.

Каждая запись в акте должна отвечать на вопросы: что нарушено, кто нарушил, когда совершено нарушение, в чем суть нарушения, каковы последствия нарушения и каков прямой и косвенный эко­номический ущерб, на какую сумму, включая расшифровку общей суммы ущерба. Под экономическим ущербом в акте понимается ущерб, измеряемый в стоимостном выражении, ко­торый наносится предприятию, государству, отдельному человеку или природе в результате умышленных и неумышленных действий, ошибок и недостатков в хозяйственной деятельности, хозяйствен­ных преступлений.

Все факты, изложенные в аналитической части акта ревизии, должны под­тверждаться письменными доказательствами (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отра­жения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского уче­та): актами, справками, деловыми письмами, результатами анали­за, зафиксированными высказываниями сотрудников предприятия и третьих лиц, сопоставлением одних документов предприятия с дру­гими, результатами инвентаризации, бухгалтерской отчетностью и иными доказательствами, подтверждающими наличие факта на­рушения.

Нарушения и недостатки, выявленные в процессе проверки, же­лательно сгруппировать в отчете по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и их видами.

Факты одно­родных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведо­мости, таблице и других материалах, прилагаемых к отчету. В акте ревизии не должно быть юридических терминов: «хищение», «при­своение», «растрата», «виновность». Для контролера более приемле­мой является применение экономической терминологии: «недоста­ча», «излишки», «материальный ущерб».

К отчету о проведенной ревизии могут прилагаться:

· документы, обосновывающие проверку;

· приказы руководите­ля предприятия об аудиторской проверке, инвентаризациях и других вопросах, связанных с аудитом;

· акты инвентаризаций;

· материалы встречных проверок;

· объяснительные записки;

· промежуточные акты проверок;

· другие документы, подтверждающие факты, изложенные в аудиторском отчете.

Сразу после окончания ревизии следует приступить к составле­нию отчета. Один экземпляр отчета вручается руководителю пред­приятия, о чем на последней странице экземпляра, остающегося на хранении в контрольно-ревизионном органе, делается за

пись: «Экземпляр отчета с приложением на … листах получил» за под­писью руководителя предприятия, получившего отчет, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения.

Когда руководитель уклоняется от получения отчета, на послед­ней странице его делается запись: «Руководитель (фамилия, инициалы) от получения настоящего отчета отказался», заверенная подписью проверяющего с указанием даты. Если руководитель отказывается, в том числе и от подписания отчета, контролер-ревизор на последней странице отчета производит аналогичную запись с со­ответствующими реквизитами.

Отчет о ревизии может быть направлен в правоохранительные органы с нарочным, по почте заказным письмом или передан иным способом, с обязательным уведомлением о дате его получе­ния. В этом случае к экземпляру отчета, остающемуся на хранении в проверяющем органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи отчета.

В случае несогласия с фактами, изложенными в отчете проверки, а также с выводами и предложениями аудитора руководитель пред­приятия вправе в момент получения подписанного аудитором отчета представить письменное объяснение мотивов отказа подписать от­чет или возражения по отчету в целом или по его отдельным поло­жениям.

Объем акта ревизии норматив­ными документами не ограничивается, тем не менее ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязатель­ном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы прог­раммы ревизии.

Когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлече­нию должностных и (или) материально ответственных лиц к ответ­ственности, в ходе ревизии составляется отдельный промежуточный акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяс­нения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса програм­мы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложен­ные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим об­разом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссыл­ки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.). Материалы ревизии должны быть представлены руководителю ре­визионного органа в установленный срок после их подписания в ре­визуемой организации. На последней странице акта ревизии руко­водитель контрольно-ревизионного органа либо уполномоченное им на то лицо делает отметку: «Материалы ревизии приняты», указывает дату и подписывает.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ре­визионного органа должны составлять отдельное дело с соответству­ющим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела

Руководитель контрольно-ревизионного органа по представлен­ным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней опре­деляет порядок реализации материалов ревизии.

По результатам проведенной ревизии руководитель контроль­но-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выяв­ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются руководителем контрольно-ре­визионного органа в установленном порядке в органы федерально­го казначейства для организации работы по реализации этих мате­риалов.

Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Мини­стерства финансов Российской Федерации,

решениями коллегии и приказами Министерства финансов Российской Федерации, по­ручениями руководства Министерства финансов Российской Феде­рации, обобщаются Департаментом государственного финансового контроля и аудита и письменно докладываются руководству Мини­стерства финансов Российской Федерации вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финан­сов Российской Федерации, направленных на устранение выявлен­ных нарушений и возмещение выявленного ущерба.

Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постанов­лениям, требованиям правоохранительных органов либо по обраще­ниям органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации или органов местного самоуправления, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.

Материалы ревизии, проведенной по мотивированным поста­новлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ревизи­онного органа должны быть оставлены копии акта ревизии, объяс­нений должностных лиц проверенной организации, виновных в вы­явленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.

В правоохранительные органы могут быть направлены также ма­териалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действу­ющим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.

Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей органи­зации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельно­стью ревизуемой организации, для принятия мер.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причи­ненного ущерба.

Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обоб­щает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государствен­ного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководитель ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу им уполномоченному под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражения или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом им уполномоченным направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы в установленном порядке для вручения акта ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии, руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получении акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующем о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной части.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

  • — наименование темы ревизии;
  • — дату и место составления акта ревизии;
  • — кем и на каком основании проведена ревизия ( номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
  • — проверяемый период и сроки проведения ревизии;
  • — полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • — ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации:
  • — сведения об учредителях;
  • — основные цели и виды деятельности организации;
  • — имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

Кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером;

— кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный ( промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащее оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии ( документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дня после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером. Наименованием и количеством томов этого дела .

Ревизия денежных средств в кассе

Важный организационный момент в кассовом учете — ревизия кассы и контроль кассовой дисциплины. Ревизия кассы производится как работниками учреждения (внутренняя ревизия), так и органами финансового контроля (внешняя ревизия).

Организация внутренних ревизий кассы в учреждении определена в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Ревизия кассы должна проводиться по распоряжению руководителя организации. Для этого приказом руководителя назначается комиссия. Результаты ревизии оформляются актом. Таким образом, внутренние ревизии кассы направлены в первую очередь на проверку сохранности денежных средств и ценностей, находящихся в кассе.

Цель проверки кассовых операций органами финансового контроля — установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам. В круг вопросов внешней проверки входят:

  • 1. Полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства РФ.
  • 2. Сохранность денежных средств и иных ценностей, находящихся в кассе. Организация транспортировки денежных средств в бюджетном учреждении.
  • 3. Целевое использование денежных средств.
  • 4. Правильность документального оформления кассовых операций в соответствии с установленными правилами.
  • 5. Соблюдение лимита кассы.
  • 6. Отражение результатов ревизии на счетах бухгалтерского учета.

В ходе проверки кассовых операций рассматриваются:

  • — полнота оприходования денежных средств, полученных с лицевых счетов, открытых в отделении Федерального казначейства. Поступления проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка, приходных кассовых ордерах;
  • — полнота сдачи денежных средств на счета учреждения. Сопоставляются данные расходных кассовых ордеров, объявлений на взнос наличных денег, выписок банка;
  • — юридическая обоснованность выдачи денежных средств из кассы. Проверяется наличие приказов и распоряжений (о командировках, о назначении лиц, ответственных за получение денежных средств, о наделении полномочиями на право подписи кассовых документов и т.д.), доверенностей, заявлений на выдачу денежных средств под отчет;
  • — соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Предельный размер установлен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У. Для выявления фактов превышения предельного размера денежных средств, проверяют Кассовую книги, обороты по счетам «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;
  • — соблюдение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе предприятия. Проверка производится по Кассовой книге без учета трехдневного срока выдачи заработной платы;
  • — ведение Кассовой книги, оформление приходных и расходных кассовых документов. Проверяется соответствие применяемых форм первичных документов по учету кассовых операций унифицированным формам, полнота и правильность заполнения реквизитов в документах. Также проверке подлежит соответствие записей в приходных и расходных кассовых документах записям в Кассовой книге. При ведении учета вручную производится проверка арифметических подсчетов оборотов и остатков.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и другие). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги, должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Акт инвентаризации составляется в 2-х экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой — у кассира.

Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится:

  • 1) учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины;
  • 2) в бюджетных организациях — соответствующими финансовыми органами;
  • 4) органами внутренних дел в пределах своей компетенции — проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Руководителем назначается инвентаризационная комиссия, в состав которой входят не менее трех человек. Из них назначается председатель инвентаризационной комиссии. Председателю комиссии за два часа до начала инвентаризации выдается распоряжение, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Кассир составляет отчет, представитель комиссии проверяет его и определяет остаток на конец. Свою работу комиссия оформляет актом инвентаризации. В акте указывается фактическое наличие денежных средств (сколько должно быть по данным бухгалтерского учета). В случае выявления недостачи или излишков, кассир должен дать письменное объяснение.

По окончанию работы руководитель утверждает акт инвентаризации, а бухгалтер поставляет в нем проводку.

Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостача денег в кассе взыскивается с материально ответственного лица (кассира) и отражается записями:

Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит сч. 50 «Касса» (50.1, 50.2, 50.З) — в сумме недостачи согласно акту инвентаризации;

Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит сч 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — в сумме, предъявленной к возмещению кассиру, согласно приказу руководителя организации.

При внесение в кассу недостачи составляется запись:

Дебет сч. 50 » Касса «

Кредит сч. 73 » Расчеты с персоналом по прочим операциям »

Если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются в прочие расходы:

Дебет сч. 91″Прочие доходы и расходы»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Каковы основные функции процедуры?

Инвентаризация кассы предприятия предполагает ревизию следующих ключевых направлений:

  • Соблюдение компанией установленного лимита по величине остатка кассовой наличности на конец дня.
  • Оформление с кассирами соглашений о полной материальной ответственности. Проверка актуальности и корректности составления таких договоров.
  • Неукоснительное следование порядку заполнения кассовой книги.
  • Наличие денежных средств. Выявление расхождений между реальным остатком наличных денег и сведениями учета наличности. Выяснение причин и определение виновников возникновения недостачи или излишка.
  • Принятие ответственными сотрудниками нужных мер по обеспечению сохранности кассовой наличности.
  • Корректность отнесения сумм израсходованных наличных денежных средств на соответствующие статьи затрат. Особое внимание уделяется надлежащему целевому назначению выплат, произведенных из кассы. Это могут быть хозяйственные цели, командировочные издержки, выдача сотрудникам зарплаты.
  • Своевременность и полнота принятия, документального оформления, бухгалтерского учета наличных денег, поступающих в кассу.
  • Правильность заполнения и ведения первичных кассовых документов (ордеров) и сводных регистров учета наличности.

Проверка кассы является обязательной процедурой для любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего входящие и исходящие транзакции с наличностью.

Она проводится коллегиальной структурой – инвентаризационной комиссией, задачи, состав и полномочия которой утверждаются руководителем.

В какие сроки проводят плановую – периодичность

Плановая ревизия наличных денег кассы предприятия выполняется в ситуациях, предусмотренных общеобязательными нормативными документами.

Сроки осуществления такой проверки, порядок её проведения заранее регламентируются учетной политикой и иными распорядительными актами хозяйствующего субъекта.

Периодичность инвентаризации кассы предопределяется причинами её выполнения. Как правило, такая проверка осуществляется на предприятии не реже одного раза в месяц.

Ревизия наличных денежных средств и ценных бумаг, хранящихся в кассе предприятия, обязательно проводится в следующих ситуациях:

  • Активы организации передаются в аренду, реализуются, выкупаются.
  • Составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность за год.
  • При смене материально-ответственного лица (на момент приема-передачи кассы).
  • Установлены факты совершения злонамеренных действий (порча, растрата, хищение, ограбление) в отношении кассы организации.
  • Катастрофы, стихийные бедствия, иные форс-мажоры и чрезвычайные ситуации, которые могли привести к ущербу для кассы.
  • Хозяйствующий субъект реорганизуется или ликвидируется, что обуславливает необходимость формирования разделительного/ликвидационного баланса.
  • Прочие основания, предусмотренные отечественным законодательством (например, указаниями и инструкциями Минфина РФ).

Когда часто должна производиться внеплановая обязательная проверка?

Внеплановая проверка кассовой наличности обычно выполняется в организации по принципу внезапности, то есть неожиданно для самого сотрудника, лично отвечающего за ведение кассы.

Основная цель подобной ревизии – контроль профессиональной компетентности и добропорядочности кассира.

Когда внеплановые инвентаризации обязательны для проведения:

  • выяснение причин выявленного нарушения, допущенного при ведении кассы;
  • реагирование на законные требования контрольно-надзорных, следственных, ревизионных органов;
  • ужесточение системы кассового контроля внутри организации.

Периодичность и сроки выполнения внеплановых проверок кассы на предприятии четко не определены общеобязательными нормами действующего законодательства.

Соответственно, руководство хозяйствующего субъекта самостоятельно решает, когда их целесообразно проводить. Осуществление внеплановой ревизии оформляется приказом работодателя.

В данном распорядительном акте обязательно указывается причина (основание) для реализации такого контрольного мероприятия.

Кто проверяет наличные денежные средства?

Любая проверка кассы предприятия осуществляется его внутренней структурой – специальной инвентаризационной комиссией. Как правило, такая комиссия действует в организации на постоянной основе.

Состав комиссии и ее полномочия утверждаются особым распорядительным актом руководства организации.

Кроме того, законодательством предусматривается возможность создания на предприятии, так называемых, рабочих ревизионных комиссий, осуществляющих значительный объем работ по одновременной проверке активов и обязательств компании.

Деятельность рабочей ревизионной комиссии хозяйствующего субъекта также регламентируется соответствующим приказом руководителя.

В комиссию по инвентаризации денежных средств кассы предприятия обычно включаются следующие лица:

  • представители руководства;
  • сотрудники бухгалтерии;
  • работники подразделения организации, осуществляющего финансовый контроль и внутренний аудит;
  • независимые аудиторы (специалисты компаний, предоставляющих услуги аудита), если существует необходимость (целесообразность) их привлечения;
  • работники отдела безопасности предприятия;
  • специалисты иных подразделений организации (по необходимости).

Если конкретный состав такой комиссии утвержден приказом руководства, то отсутствие одного участника является основанием для отклонения результатов её работы.

Что изучается?

Проверка кассы предусматривает контроль следующих аспектов соблюдения кассовой дисциплины:

  • Правильность бухгалтерского учета кассовых транзакций, корректность формирования корреспонденции счетов.
  • Легальность совершаемых транзакций в рамках одной сделки.
  • Хранится ли чековая книжка за пределами кассы.
  • Присутствуют ли подписи главного бухгалтера и руководителя на чеках, которые пока еще не были заполнены.
  • Своевременность и правильность оформления кассовых бумаг.
  • Своевременность и полнота возврата (депонирования) остатка невыплаченной зарплаты на банковский счет.
  • Обоснованность и документальное подтверждение произведенных кассовых записей.
  • Соответствует ли дата совершения сделки по данным расходного ордера и кассы.
  • Использовалась ли израсходованная наличность по целевому назначению.
  • Соблюдение лимита по остатку наличных денежных средств.
  • Прочие моменты, имеющие существенное значение.

Порядок проведения

Проверка кассовой наличности подразумевает определенную последовательность действий, предусмотренную общеобязательным порядком и логикой инвентаризации.

Так, к началу данной процедуры в распоряжение ревизионной комиссии предоставляется вся актуальная документация, удостоверяющая поступление/расходование наличности.

Кассиры предприятия, которые являются субъектами с материальной ответственностью, в письменной форме подтверждают, что все нужные бумаги переданы проверяющим, имеющиеся наличные денежные средства полностью приняты и оформлены, а израсходованные (выданные) средства надлежащим образом списаны и учтены.

Уполномоченная комиссия пересчитывает кассовую наличность.

Полученная сумма сопоставляется с документально подтвержденными сведениями кассового учета.

Кроме того, обязательной ревизии подлежит информация ККТ предприятия.

Инвентаризация наличных денег предприятия проводится уполномоченной комиссией в соответствии со следующими методическими правилами:

  • Фактическое присутствие в составе комиссии всех её утвержденных участников. Это необходимое условие для признания итогов ревизии.
  • Любые бумаги, составляемые в процессе и по окончании инвентаризации, заполняются минимум в двух экземплярах. Это касается всех описей, протоколов, актов.
  • Кассиры – по сути, материально ответственные субъекты – обязательно участвуют в процедуре пересчета кассовой наличности.
  • Инвентаризационная документация подписывается всеми участниками комиссии, а также ответственными кассирами. Ошибки и помарки не допускаются – их необходимо корректно исправлять (неверные записи перечеркиваются с последующим проставлением правильных формулировок над ними). Исправления заверяются всеми участниками комиссии.

Инвентаризационный акт, составленный по результатам проведенной проверки, содержит сведения о реальном и учетном остатках кассовой наличности.

По итогам сопоставления этих данных делается вывод о полном их соответствии или о наличии расхождений – как в большую (излишек), так и в меньшую (недостача) сторону. В акте приводится список всех участников комиссии, имеются их подписи.

Информация о проведенной ревизии направляется главному бухгалтеру, а также руководителю, который принимает нужные решения.

Соответствие реальных и учетных сведений, подтвержденное инвентаризацией, свидетельствует о качественной работе кассира и правильном ведении кассовых транзакций.

Обнаружение излишка/недостачи указывает на наличие проблем, требующих скорейшего устранения. Выявленные расхождения по кассовому остатку подлежат адекватному бухучету. Причины обнаруженных несоответствий выясняются и отражаются в акте проверки.

Документальное оформление

Проверка кассы хозяйствующего субъекта сопровождается оформлением ряда обязательных документов.

Как документально оформить инвентаризацию, чтобы правильно ее провести:

  • Приказ руководства о выполнении инвентаризации кассы и утверждении состава ревизионной комиссии.
  • Опись денежных бумаг кассы и БСО.
  • Опись кассовой наличности (помогает установить факт соответствия или расхождения между фактом и учетом).
  • Ведомость, в которой фиксируются обнаруженные несоответствия между реальным кассовым остатком и данными учета наличности.
  • Инвентаризационный акт, обобщающий итоги проведенной ревизии (стандарт ИНВ-15).

Необходимые условия для ревизии кассы

Инициация ревизии обязательно должна сопровождаться соблюдением определенного ряда условий. В частности, если ревизию решило провести руководство предприятия, то должен быть издан соответствующий внутренний приказ. Если же решение о проведении ревизии приняли контролирующие органы, то есть либо налоговая служба, либо Росфиннадзор, то они должны заранее уведомить проверяемую организацию или ИП о надвигающейся проверке. При этом в уведомлении, как и в приказе, обязательно должны быть прописаны сроки ревизии, а также состав и полномочия ревизионной группы. Участники ревизии со стороны контролирующих структур непосредственно перед тем, как приступить к ревизии, обязаны предоставить руководству компании свои удостоверения личности. Только после этого им могут быть предъявления все необходимые (в том числе конфиденциальные) документы, а также финансовая наличность в кассе.

Как правило, ревизоры стремятся к тому, чтобы проверка соответствовала следующим параметрам:

  • неожиданность, внезапность для проверяемой стороны;
  • профессионализм и обоснованность – это самые важные качества, которые должны обязательно быть у проверяющих. И хотя эти качества встречаются не всегда, только компетентность и объективность могут обеспечить правильность ревизии, а значит защитить проверяемых от негативных последствий ревизии и возможных несправедливых претензий со стороны правоохранительных органов;
  • непрерывность — то есть все действия для грамотного проведения ревизии должны совершаться единовременно, в один день, без каких бы то ни было перерывов и проволочек;
  • открытость. Результаты проверки на всех этапах должны обсуждаться с руководством компании, поскольку это экономит время, а также способствует устранению ошибок и неточностей, которые могут допустить проверяющие.

Этапы ревизии кассы

Ревизия кассы всегда проходит в связке с ревизией кассовой дисциплины, в несколько шагов.

  1. Подготовка к ревизии. На этой стадии кассир передает ревизорам расписку о том, что все деньги оприходованы, документы учтены, а также последний кассовый отчет. В свою очередь председатель ревизионной группы визирует все кассовые документы пометкой «до ревизии»;
  2. Подсчет остатков наличности в кассе. На этом этапе, помимо механического пересчета денежных средств, оставшихся в кассе, ревизоры проверяют наличие и движение бланков строгого учета и сопоставляют их с журналами регистрации. По итогам этого этапа составляется акт ревизии денежной наличности;
  3. Анализ и требование обоснований фактов превышения остатков денежных средств в кассе, если таковые будут обнаружены;
  4. Контроль за соблюдением требований по обеспечению сохранности наличности в кассе. В частности, здесь ревизоры проверяют наличие и исправность сейфов, проверяют, как организовывается перевозка наличности, а также смотрят результаты предыдущих проверок и их периодичность;
  5. Проверка соблюдения кассовой дисциплины. Этот этап включает в себя сразу целый перечень действий, таких как проверка правильности заполнения различных ведомостей и кассовой книги, оформления первичных кассовых документов, проверка оприходования получаемых денежных средств и обоснованности различных выплат из кассы и т.д.;
  6. Контроль за целевым использованием полученных финансов;
  7. Составление полного отчета по проверке кассовой дисциплины и приложение к нему соответствующего акта по ревизии кассы.

Четкое следование этому алгоритму позволяет получить точные сведения о положительных и отрицательных сторонах в финансовой деятельности фирмы, поэтому переоценить роль данной процедуры сложно.

Окончание ревизии кассы: акт

Главный документ, который в обязательном порядке должен быть составлен по результатам ревизии кассы – акт по строго установленной законом форме ИНВ-15. Сведения, которые должны быть в нем указаны:

  • о конкретной сумме наличности в кассе;
  • о размере денежных средств по документам;
  • сравнение двух вышеназванных позиций и вывод. Если данные совпадают, значит все в норме и предприятие или ИП ведут кассу образцово и в строгом соответствии с законом, если же они разнятся, то, значит, в кассе присутствует либо недостача, либо излишки, что в равной степени является отступлением от нормы. В конце акта ревизорская группа обязательно предлагает меры по устранению обнаруженных нарушений.

Внимание! При выявлении излишков кассир обязательно должен в письменной форме объяснить причину их появления, если же обнаруживается недостача, то она взимается с ответственного за ведение кассы сотрудника.

Важно! По результатам проверки ревизоры вполне могут обратиться в следственные органы, если найдены какие-либо крупные правонарушения, злоупотребления и т.п. деяния.

Подводя итог к написанному, можно сказать, что строгое соблюдение кассовой дисциплины гарантирует не только отсутствие проблем внутри компании, но и предотвращает возможные негативные последствия, которые может вызвать ревизия кассы и кассовой дисциплины со стороны внешних контролирующих структур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх