Макрос

портал для бухгалтеров

Раздельный учет

Доходы и расходы. Распределение доходов и расходов

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджета:

  • 1. Налоговые (федеральные, региональные местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  • 2. Неналоговые;
  • 3. Налоги целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • 1) Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • 2) Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • 3) Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • 1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;
  • 2) Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных законов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства.

Помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Основными методами, используемыми государственной властью для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени. Соотношение определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

Государственные займы — следующие доходы бюджета по своему финансовому значению. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Способы получения государственных займов:

  • 1. Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
  • 2. Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

Эмиссия денег — выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством.

К нему обращаются при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным.

Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным способом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает в исключительных случаях, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Капитальные расходы бюджета включают:

  • 1. Расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • 2. Расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • 3. Расходы на проведение капитального ремонта;
  • 4. Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.

Большинство этих расходов отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Все расходы подразделяются на следующие крупные разделы: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; здравоохранение и физическая культура; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; обслуживание государственного долга; финансовая помощь бюджетам других уровней; целевые бюджетные фонды; пополнение государственных запасов и резервов; социальная политика; прочие расходы.

В области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

Основные задачи в области расходов бюджета:

  • 1. Обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2. Расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 4. Повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5. Уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7. Концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8. Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета (превышении расходов над доходами) должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Как вести раздельный учет по видам деятельности?

Цитата:Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/296 от 30.11.2011
ЕНВД и УСН: порядок ведения раздельного учета
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке ведения раздельного учета при одновременном применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения <…> сообщает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 346.26 Кодекса упрощенная система налогообложения может применяться наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Пунктом 8 статьи 346.18 Кодекса установлено, что налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Порядок ведения раздельного учета при применении налогоплательщиками одновременно системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения Кодексом не установлен.
Таким образом, организация и (или) индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок ведения раздельного учета.
При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности.
Разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации (приказом индивидуального предпринимателя), или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила, касающиеся порядка ведения организацией раздельного учета. При его разработке необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, и регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с Положением и регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т. ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т. ч. письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики
С.В. Разгулин

Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)

Обязанность ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ установлена для головных исполнителей и исполнителей законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.

При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:

  • алгоритмы раздельного учета утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (в составе учетной политики или отдельным внутренним актом);
  • учет по каждому ГОЗ ведется обособленно;
  • оформление расходов производится посредством составления первичных учетных документов на каждое отдельное изделие, группу изделий, работу и (или) услугу, предусмотренные в ГОЗ;
  • фактические затраты отражаются в аналитических учетных регистрах в разрезе прямых, накладных и коммерческих расходов;
  • формы применяемой при исполнении ГОЗ первички (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров (карточек учета фактических затрат по калькуляционным статьям, ведомостей затрат на производство и др.) утверждаются в учетной политике;
  • для расчета финансового результата по ГОЗ применяется формула:

ФРГОЗ = ЦР – ФЗ,

где:

ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);

ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.

Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.

О том, можно ли выступать исполнителем по госконтракту при применении ЕНВД, читайте в статье «Правомерно ли уплачивать ЕНВД при реализации товаров по государственным и муниципальным контрактам?».

Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий

В соответствии с законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к числу субъектов естественной монополии (СЕМ) относятся компании, осуществляющие:

  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • иные СЕМ (ст. 4 закона № 147-ФЗ).

Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:

  • по железнодорожным перевозкам — приказом Минтранса РФ от 12.08.2014 № 225;
  • при оказании услуг СЕМ в речных портах — приказом Минтранса РФ от 27.08.2015 № 268;
  • услуги СЕМ в аэропортах — приказом Минтранса РФ от 05.12.2011 № 303.

Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:

  • определяет основу ведения учета — данные бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета;
  • детализированно расписывает номенклатуру доходов и расходов;
  • описывает принципы распределения расходов СЕМ по видам деятельности между регулируемыми и нерегулируемыми сферами;
  • конкретизирует формы отчетности о результатах ведения раздельного учета;
  • расшифровывает важные специфичные ученые аспекты (схемы распределения расходов СЕМ по субъектам РФ, показатели и алгоритмы для распределения расходов).

Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.

О том, как цены могут влиять на уровень налоговых обязательств, читайте в материале «При изменении цены проданных товаров нужно скорректировать прибыль периода реализации».

Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения

Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:

  • производит анализ, разграничивая расходы, относящиеся к определенному виду деятельности напрямую, и расходы, подлежащие распределению;
  • устанавливает и описывает алгоритмы раздельного учета;
  • разрабатывает необходимые для такого случая аналитические учетные регистры;
  • оформляет методику раздельного учета;
  • утвержденную методику раздельного учета внедряет в учетный процесс и следует ей, осуществляя учет.

Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.

ЕНВД и упрощенка

В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.

В данном случае учитываются следующие аспекты:

  • применяется основной затратно-распределительный алгоритм (ст. 346.18 НК РФ) — расходы распределяются пропорционально долям доходов, полученным в рамках применения конкретного режима налогообложения, в общем объеме полученных доходов;
  • требуется установить период распределения затрат (рекомендуемый чиновниками способ — нарастающим итогом с начала года);
  • следует обеспечить сопоставимость доходов, полученных при ЕНВД и УСН (к примеру, организовать весь учет кассовым методом);
  • важно решить иные возникающие при совмещении режимов задачи (конкретизировать ответственных за раздельный учет лиц, закрепить аналитические счета учета в рабочем плане счетов и др.).

В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:

  • «Раздельный учет при УСН и ЕНВД: порядок ведения»;
  • «Как организовать раздельный учет при ЕНВД».

ЕНВД и общая система налогообложения

В данной ситуации необходимо:

  • исходить из содержания гл. 26.3 (посвященной ЕНВД), гл. 21 (НДС) и гл. 25 (налог на прибыль);
  • расписать схему «затратного» распределения — пропорционально доходам, полученным от того или иного вида деятельности (абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ) или иным способом (например, пропорционально площади помещений);
  • обеспечить раздельный учет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ);

О том, как учитывать НДС при совмещении ОСН и ЕНВД, расскажет материал «Ст. 170 НК РФ: вопросы и ответы».

  • установить период распределения затрат;
  • организовать раздельный учет имущества (используемое в ЕНВД-деятельности имущество налогом не облагается по п. 4 ст. 346.26 НК РФ, за исключением оцениваемого по кадастровой стоимости);

Об особенностях освобождения от уплаты налога на имущество читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

  • разработать иные алгоритмы и схемы раздельного учета (для распределения страховых взносов по видам деятельности, разграничения совокупности выплат в пользу работников по режимам и др.).

О том, как распределить вознаграждение работникам при совмещении режимов, узнайте из материала «Как правильно вести при ОСНО и ЕНВД раздельный учет?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх