Макрос

портал для бухгалтеров

Период проверки налоговой

Содержание

ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках) устанавливаются, в частности:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведения плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584 (ред. от 04.03.2017 г.) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Положением о конкретном виде надзора (контроля) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 г. N 177.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах контролирующих органов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен юридическим лицом, ИП в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Истечение срока исполнения юридическим лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
    • Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
  • мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, предметам Музейного фонда РФ, особо ценным документам Архивного фонда РФ, документам национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда вышеуказанным объектам, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, ИП по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б», проводится органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с предпринимателями при осуществлении видов контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо контролирующего органа обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, ИП.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются следующие меры:

  • запрос дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления, обращения, представивших информацию;
  • рассмотрение документов юридического лица, ИП, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • запрос у предпринимателей пояснений в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

По общему правилу юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен в контролирующий орган.

Проверяемые лица не уведомляются о начале внеплановой выездной проверки в следующих случаях:

  • если в результате деятельности предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • в случае выявления должностными лицами антимонопольного органа нарушений в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 6 ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • в иных установленных законом случаях.

Срок проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год — для малого предприятия;
  • 15 часов в год — для микропредприятия.

В исключительных случаях (при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, проводящих выездную плановую проверку), срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа:

  • не более чем на 20 рабочих дней;
  • не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий;
  • не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Права предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом о проверках;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  • иные права в соответствие с главой 3 Закона о проверках.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

1.2)проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ;

  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, за исключением случая:
  • проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • проверки по факту возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в 2-х экземплярах.

В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество ИП, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя ИП, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, ИП указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников юридического лица, работников ИП, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов), если проверка проводилась с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов);
  • предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, ИП, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Акт проверки также может быть направлен заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В исключительных случаях (если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз) акт проверки составляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Журнал учёта проверок

Юридические лица, ИП вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. N 141.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая следующие сведения:

  • наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • дата начала и окончания проведения проверки;
  • время проведения проверки;
  • правовые основания;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, ИП (при наличии печати). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Возражения в отношении акта проверки

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо (ИП) в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Обжалование результатов проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом о проверках требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, ИП.

Грубыми нарушениями являются (ч. 2 ст. 20 Закона о проверках):

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, ИП и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, ИП;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и ИП, в отношении которых проводятся проверки.

период проверки

Смотреть что такое «период проверки» в других словарях:

  • период проверки — Интервал времени, в течение которого проводится проверка наличия полезного сигнала на входе Тематики… … Справочник технического переводчика

  • испытание; период проверки — Судебная процедура, в ходе которой завещание утверждается и назначается исполнитель (executor) или администратор (administrator), для исполнения воли умершего … Финансово-инвестиционный толковый словарь

  • период — 2.18 период: Продолжительность времени. Источник: ГОСТ ИСО 8601 2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представлен … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Проверки налоговые повторные — запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • период измерений — 3.3 период измерений: Интервал времени, в течение которого осуществляют непрерывный сбор данных о вибрации здания. Источник: ГОСТ Р 52892 2007: Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее воздействия на конструкцию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Акт выездной налоговой проверки — в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ — составляется согласно порядку, установленному Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апр. 2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • тест для кольцевой проверки — Тестовая последовательность, используемая при оценке достоверности в режиме кольцевой проверки. Оценка достоверности осуществляется путем сравнения переданной и принятой последовательности и подсчета числа ошибок, обнаруженных за весь период… … Справочник технического переводчика

  • программа аудита (проверки) — 3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit; fr audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2001:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

Проверяемый период

Согласно ст. 89 Налогового кодекса выездной проверкой могут быть охвачены любые периоды за последние три календарных года, предшествующие году проверки.

Пример. Например, в январе 2010 г. налоговики могут проверить правильность расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 2007, 2008 и 2009 гг. Проконтролировать расчеты по этому налогу за 2006 и предыдущие годы они уже не вправе.

Если налоговая инспекция проверила период, который проверять не вправе, и приняла решение фирму оштрафовать, обращайтесь в суд: вы выиграете дело.

Пример. В апреле 2005 г. налоговая инспекция провела выездную проверку одного из акционерных обществ г. Ярославля. Инспекция установила, что фирма не полностью уплатила налог на доходы физических лиц в период до 1 января 2002 г. По результатам проверки налоговики оштрафовали компанию на крупную сумму и потребовали заплатить недоимку. Фирма с решением инспекторов не согласилась и обратилась в арбитражный суд. Судьи иск удовлетворили, поскольку инспекция не имела права доначислять налог и взыскивать штраф с недоимки, которая образовалась за пределами проверяемого периода (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. N А82-4687/2005-15).

Обратите внимание: запрещается проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период (ст. 89 НК РФ).

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

— если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;

— если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;

— если фирма подала уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Процедура проведения проверки

К вам с проверкой пришла налоговая инспекция. На что нужно обратить внимание в первую очередь?

Прежде всего, на основании ст. 91 Налогового кодекса вы вправе отказать сотрудникам инспекции в доступе в свое помещение, если они не предъявят вам своих служебных удостоверений и решения о проведении проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Вот пример решения:

РЕШЕНИЕ N ——

о проведении выездной налоговой проверки

г. Серпухов 15 мая 2009 г.

————————- —————

(место составления) (дата)

На основании статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации

руководитель (заместитель руководителя)

Инспекции ФНС N 12 г. Серпухова

(наименование налогового органа)

Андреев А.А.

(фамилия, инициалы)

РЕШИЛ:

Общества

1. Назначить выездную налоговую проверку ———————

с ограниченной ответственностью «Пассив» (ООО «Пассив»),

(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП

или полное и сокращенное наименования организации и филиала

(представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического

лица, ИНН)

в соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации

(указывается основание проведения выездной налоговой проверки

в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской

Федерации в случае проведения повторной выездной налоговой

проверки: «в соответствии с подпунктом I пункта 10 статьи 89

Налогового кодекса Российской Федерации в порядке контроля

вышестоящим налоговым органом за деятельностью ________________

(указывается наименование налогового органа, проводившего

проверку)» или «в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 89

Налогового кодекса Российской Федерации в связи с представлением

уточненной __________________ (указывается наименование налоговой

декларации), в которой указана сумма налога в размере, меньшем

ранее заявленного», либо в случае проведения выездной налоговой

проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации:

«в связи с реорганизацией организации» или «в связи с ликвидацией

организации»)

по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты

(удержания, перечисления) налогов и сборов: ______________________

по налогу на добавленную стоимость

(указывается перечень проверяемых налогов и сборов либо указание

на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам

и сборам»)

01.01.2008 г. 01.12.2008 г.

за период с ————— по ——————.

(дата) (дата)

старшему государственному

2. Поручить проведение проверки ——————————

налоговому инспектору Петровой О.И. (руководитель)

(должности, Ф.И.О. сотрудников налогового органа с указанием

руководителя проверяющей группы (бригады) и сотрудников органа

внутренних дел)

и государственному налоговому инспектору Иванову И.И.

Руководитель (заместитель руководителя)

советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 1 класса Андреев Андреев Андрей Андреевич

—————————— ——— ————————

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Место печати

С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен:

генеральный директор ООО «Пассив» Васильев Василий Васильевич

(должность, Ф.И.О. руководителя организации (ее филиала или

представительства) или Ф.И.О. физического лица)

(Ф.И.О. их представителя)

21 июня 2009 г. Васильев

————— —————

(дата) (подпись)

Любые несоответствия предъявленного решения установленной форме дают вам право не впустить проверяющих в свое помещение. По возможности сделайте копии с предъявленных документов. Если сомневаетесь в их подлинности — позвоните в налоговую инспекцию, чтобы выяснить, действительно ли перед вами ее сотрудники.

Внимание! Если вы отказали проверяющим в допуске, налоговики вправе самостоятельно определить суммы налогов, которые вы должны заплатить. Это делается на основании имеющихся у них данных о вашей деятельности или по аналогии с другими налогоплательщиками (ст. 31 НК РФ).

Кроме того, налоговики могут составить протокол об административном нарушении и направить его районному или мировому судье.

Внимание! Судья вправе оштрафовать руководителя фирмы или предпринимателя на сумму от 1000 до 2000 руб., других сотрудников — на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

С момента допуска сотрудников налоговой инспекции в ваше помещение они вправе совершать все действия, предусмотренные во время выездной проверки:

— осматривать любые помещения;

— допрашивать свидетелей;

— требовать представления необходимых документов;

— осуществлять выемку документов и предметов;

— проводить инвентаризацию имущества;

— назначать экспертизу.

Налоговый кодекс РФ устанавливает правила осуществления всех этих действий. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением правил, не могут использоваться в суде.

Налоговая проверка больше чем за три года


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Пример

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» — допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС — за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

Важно в работе:

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.

Есть мнение:

  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

КОГО ПРОВЕРЯЮТ

К кому придут в первую очередь?

Роструд относит организацию или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться проверки:

№ п/п

Категория риска

Периодичность проведения плановых проверок

1

Высокий

1 раз в 2 года

2

Значительный

1 раз в 3 года

3

Средний

не чаще чем один раз в 5 лет

4

Умеренный

не чаще чем один раз в 6 лет

5

Низкий

проверки не проводятся

Как видим, чаще всего проверять будут организации, относящиеся к высокой категории риска. Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен на сайте Роструда.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.04.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

К кому ГИТ не придет?

С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП), за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Обратите внимание!

Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении СМП является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки как проведенной с грубыми нарушениями.

Коснется ли проверок ГИТ проект о продлении моратория на проведение плановых проверок до 2022 г. для средних предпринимателей?

В настоящее время готовится проект о продлении моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства до 2022 г., однако коснется это изменение только тех проверок, которые будут проводиться без использования риск-ориентированного подхода. Поэтому на проверки ГИТ мораторий распространяться не будет, так как плановые проверки с 2018 г. проводятся с применением риск-ориентированного подхода.

Может ли инспектор труда провести плановую проверку организации, относящейся к СМП?

Да, может, в четко определенном законом случае:

• если ранее в отношении работодателя:

– было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;

– либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Обратите внимание!

При формировании ежегодного плана проведения проверок орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких работодателей по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок будет указана информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

К сведению

Данные условия действуют независимо от того, в какой сфере было совершено нарушение (т. е. это не обязательно нарушение трудового законодательства), повлекшее за собой столь суровые наказания.

Можно ли исключить организацию из плана проверок?

Работодатели вправе подать в территориальный орган Роструда заявление об исключении организации из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что она включена в ежегодный план в нарушение положений ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268. Указанные Правила устанавливают:

  • порядок подачи заявления;
  • перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к СМП;
  • порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • порядок исключения соответствующей проверки из ежегодного плана.

Как снизить категорию риска?

Чтобы снизить категорию риска, работодатель должен обратиться в территориальный орган Роструда с соответствующим заявлением. И если категория риска будет снижена со среднего до низкого, плановая проверка в отношении такого работодателя проводиться не будет. Например, в связи с изменением категории риска со среднего на низкий Распоряжением Государственной инспекции труда в Рязанской области из Плана плановых проверок на 2018 г. была исключена плановая проверка в отношении ППО ПАО завод «Красное знамя».

Обратите внимание!

Снизить категорию риска могут даже те работодатели, в отношении которых в течение предшествующего года имеются вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, предусмотренном чч. 2, 5 и 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, т. е. совершившие аналогичные правонарушения, что не совсем соответствует заявленным целям риск-ориентированного подхода.

В соответствии с п. 13 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска, категория риска работодателя может быть снижена только при отсутствии в течение предшествующего года вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и чч. 1–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении работодателя. Надеемся, что в ближайшее время эта лазейка для работодателей, неоднократно нарушающих трудовое законодательство, исчезнет.

Как вносятся изменения в план проверок?

В соответствии с п. 41 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (в ред. от 08.11.2017; далее — Административный регламент), внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях:

• исключение проверки из ежегодного плана в связи с:

– невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ;

– наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

• изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с:

– изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– реорганизацией юридического лица;

– изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

Изменения в ежегодный план вносятся решением территориального органа Роструда. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Исключается ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана проверок при реорганизации?

При реорганизации юридического лица, а также в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя в план вносятся изменения, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана не исключается. Это важно, так как при беглом прочтении данной нормы у работодателя складывается впечатление, что изменение наименования юридического лица поможет избежать плановой проверки. Это не так.

Может ли инспектор во время плановой выездной проверки запросить документы, находящиеся в распоряжении иного органа?

Следует обратить внимание на то, что в законодательстве имеется небольшая коллизия между двумя нормативными положениями — п. 8 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 51 Административного регламента — в части установления одного из ограничений при проведении проверок. Федеральный закон № 294-ФЗ запрещает требовать у работодателя сведения и документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций при проведении любых проверок, а Административный регламент — только при осуществлении документарных проверок.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности проведения проверок в отношении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливаются федеральными законами, а не подзаконными актами. Поэтому данное ограничение распространяется на все проверки, проводимые инспекторами труда. Следует добавить, что закон не запрещает представлять такие документы в добровольном порядке.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Как будут проверять работодателя в 2018 г.?

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) с 1 июля 2018 г., а при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, — с 1 января 2018 г. (фактически с 4 февраля 2018 г.). Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Среди всех надзорных органов у Роструда наибольшее количество чек-листов — 107 (для сравнения: у Росприроднадзора их 7, у Роспотребнадзора и МЧС — по 3, у Росреестра — 1). В ближайшее время их станет еще больше — Роструд подготовил проект приказа, утверждающего еще 28 проверочных листов. Среди них — вопросы, касающиеся материальной ответственности работника, организации профессионального образования и повышения квалификации, а также соблюдения требований по охране труда в угольной промышленности.

Как подготовиться к проверке?

На основании п. 7 общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177, вопросы из чек-листов можно использовать для самопроверки. А письмом от 07.03.2018 № 837-ТЗ Роструд направил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Не все так просто и в отношении однозначности ответов на вопросы, поставленные в проверочных листах. Приведем несколько примеров:

По каким конкретно проверочным листам будут проверять? Сколько будет проверяющих? Что должно быть в распоряжение о проверке?

На практике при проведении плановых проверок ГИТ в отношении большей части проверяемых организаций в среднем используются 36–37 первых по списку проверочных листов плюс чек-лист № 100.

Проверочные листы по охране труда будут использоваться в зависимости от специфики деятельности организации. Часть вопросов, указанных в чек-листах, используются при наличии у работодателя соответствующего вида экономической деятельности по данным ФНС, объектов недвижимости и оборудования, на которых осуществляются данный вид работ, профессий и должностей в штатном расписании, выполняющих данный вид работ. В некоторых регионах уже наметилась тенденция, когда работодатели массово обращаются в ФНС с заявлением об исключении дополнительных ОКВЭД.

В распоряжении на проведение проверки должны быть указаны конкретные номера проверочных листов, которые будут использованы при проведении плановой проверки в отношении конкретного работодателя.

Обратите внимание!

Указание всех проверочных листов в распоряжении на проведение проверки недопустимо и может негативно сказаться на прозрачности надзорных мероприятий.

Кроме того, в распоряжении может быть указано несколько должностных лиц. Как правило, это инспектор по охране труда и инспектор по правовым вопросам. Количество проверяющих фактически ограничено лишь численным составом соответствующего территориального органа Роструда. А если проверяющий по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам не смог выйти на проверку, то в распоряжение о проверке вносятся соответствующие изменения, оформляемые приказом.

С недавнего времени на распоряжениях также указывается QR-код, в котором зашифрована ссылка на сайт Единого реестра проверок. Набрав учетный номер проверки, указанный в чек-листе либо просканировав QR-код, можно впоследствии ознакомиться с результатами проведения проверки, посмотреть сведения об исполнении предписания и узнать, привлечены ли к административной ответственности виновные лица.

Какие документы организация должна получить после проверки?

По завершении проверки работодатель получит акт проверки с приложенными к нему копиями заполненных проверочных листов.

Если будут обнаружены правонарушения — также предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а в случае выявления нарушений в части обучения по охране труда — предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Как будет заполняться при проверке чек-лист и акт о проверке?

По закону в проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателям.

Обязательно должны быть заполнены графы «Учетный номер проверки» и «Дата внесения в единый реестр проверок» проверочного листа, например: № 0018000xxxxxx от 08.02.2018.

Согласно ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294 проверочный лист заполняется по результатам проведения проверки и прикладывается к акту проверки. Однако в статье не конкретизируется, к какому именно.

Согласно п. 61 Административного регламента акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении.

Оригинал проверочного листа прикладывается к акту проверки, находящемуся у инспектора труда, а копии проверочных листов прилагаются к акту проверки, вручаемому работодателю (его представителю).

Можно ли получить акт о проверки и проверочный лист в электронной форме?

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Однако Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возможность оформления проверочного листа в форме электронного документа на данный момент не предусмотрена. Работодатель даже при желании не сможет получить акт проверки в форме электронного документа, так как невозможно приложить проверочный лист на бумажном носителе к акту в виде электронного документа.

Конкретизируется ли в акте о проверке число работников, по отношению к которым выявлены нарушения?

Вопросы, сформулированные в проверочных листах, различаются по количеству субъектов. Например, в проверочном листе № 2 вопросы задаются в отношении работника, а в проверочном листе № 22 — в отношении работников. Аналогичная ситуация и в отношении трудового договора.

Однако в акте (в случае выявления нарушения) будет указано, что аналогичное нарушение требований нормативно-правового акта допущено, например, в отношении 5 работников с указанием их фамилий, так что никаких сложностей в этом нет.

Используются ли проверочные листы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении?

Да, используются. В качестве примера можно привести постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2018 № 80/5-186/2018, вынесенное мировым судьей судебного участка № 80 Октябрьского района г. Кирова., в котором в качестве доказательств нарушений требований охраны труда приведены проверочные листы. Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривало суть вменяемых нарушений по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд применил административное наказание в виде предупреждения.

Можно ли обжаловать предписание?

Обжаловать предписания, выданные по результатам плановой проверки, проведенной с использованием проверочных листов, станет сложнее, так как выдаются они при очевидном нарушении трудового законодательства, а ответы на вопросы, поставленные в чек-листах однозначно (а значит — очевидно), должны свидетельствовать о наличии либо отсутствии нарушения.

Отдельный пласт судебных решений сформируется по обжалованию результатов проверок с использованием проверочных листов, касающихся соблюдения требований по охране труда, так как часть из проверочных листов содержат ссылки на документы, носящих рекомендательный, а не обязательный характер, например Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

Будут ли применяться сводные чек-листы при проведении совместных проверок Роструда и Роспотребнадзора?

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора).

Например, при проведении совместной плановой проверки Роструда и Роспотребнадзора может быть утвержден сводный проверочный лист, касающийся проверки обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, деятельность которых связана с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Напоминаем, что работодатель обязан обеспечивать работников, входящих в профессиональные группы риска, специальной одеждой и репеллентами.

В настоящее время утвержденных сводных проверочных листов нет.

Будет ли инспектор труда в первый же день проверки заполнять проверочные листы?

Работодателям не следует опасаться нового порядка проведения плановых проверок, так как проверочные листы оформляются по завершению проверки, т. е. кадровую документацию, документы по оплате труда и по охране труда инспекторы труда будут изучать в таком же порядке, как и раньше, изложив результаты проверки в акте со ссылкой на соответствующие положения проверочных листов.

Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2.

Письмо Роструда от 01.03.2018 № 66-11-1.

Содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 09.02.2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх