Макрос

портал для бухгалтеров

ОСВ по счету 10

Счет 10: краткая характеристика

Счет 10 носит название «Материалы» и, соответственно, предназначен для учета материалов.

На 10-м счете сальдо может быть исключительно дебетовым. При поступлении материальных ценностей формируется дебетовый оборот по данному счету, а при их списании в продажу или в производство — кредитовый.

На каждом предприятии должна существовать система учета материальных запасов. При правильной организации такого учета материалам одного наименования и размера присваивается свой код или номер. Тем самым облегчается идентификация, и специалисты предприятия могут без труда отыскать нужный элемент хранения.

Кроме того, должен вестись учет и в разрезе мест, где такие материалы хранятся. Ведает хранением отдельный работник, который несет материальную ответственность. С таким сотрудником непременно заключается договор о материальной ответственности, в котором прописаны все нюансы.

Таким образом, аналитический учет по счету 10 должен обеспечивать ведение учета в разрезе каждого наименования материала, мест хранения и материально ответственных лиц.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 должна наглядно представлять информацию по вышеприведенным группировкам.

Формирование ОСВ по счету 10: особенности

При внесении записей в ОСВ по 10-му счету следует учитывать такие факторы:

  1. ОСВ представляет собой отчет, где отражаются:
    • остатки, существующие при открытии документа;
    • приход;
    • расход;
    • остатки, образовавшиеся при закрытии документа.

Все данные вносятся в ведомость как в количественном, так и в денежном выражении.

  1. ОСВ оформляется в следующем порядке: сначала документ формируется на каждом складе, а впоследствии данные сводятся в общую оборотно-сальдовую ведомость по счету 10 по всему предприятию. Следующим этапом будет формирование отчетности.
  2. На предприятии должны быть заведены складские карточки. На многих предприятиях в нынешнее время учет автоматизирован, и может показаться, что бумажные бланки учета неактуальны в современных условиях. Однако требования законодательства пока никто не отменял, и материально ответственные работники должны своевременно разносить по карточкам количество прибывающих и выбывающих материальных ценностей.
  3. Аналогичные требования предъявляются и к первичным документам, на основании которых судят о движении материальных ценностей. Эти документы тоже должны быть распечатаны на бумажных носителях, а кроме того, еще и иметь оригинальные подписи руководителей.

Способы ведения учета материалов

Деловая практика показывает, что предприятия используют два способа ведения учета материальных ценностей и их движений.

  1. При поступлении (или выдаче) определенного количества материала вручную заполняется первичный документ (накладная или др.). На нем ставится подпись материально ответственного лица, и документ сдается в бухгалтерию. Специалист бухгалтерии вносит полученные сведения в компьютер, делая проводки по счетам.
  2. Получив данные о движении материала, бухгалтерия вносит в компьютерную программу соответствующие данные, на основании которых сразу же формируются бухгалтерские проводки. Одновременно распечатывается первичный документ, который передается на подпись тем сотрудникам предприятия, которые принимали участие в операции.

Каждый из приведенных способов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Делая выбор, следует учитывать качество программного обеспечения на предприятии и квалификацию складских специалистов.

Однако существуют и общие требования, которые следует учитывать при формировании ОСВ. По каждому товару в складских карточках у кладовщика должен быть безошибочно подсчитан остаток на конец месяца. Такой результат может быть достигнут лишь при своевременной разноске поступающих и выбывающих материалов, которая делается на основании первичных документов. При поступлении на склад из бухгалтерии данные ОСВ следует обязательно сравнить с данными из складских карточек. Такая сверка — обязательный атрибут осуществления хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского и складского учета.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10: пример составления

Приведем пример, в котором отражены движения (приход и расход) материальных ценностей. Из него видно, как формируется ОСВ.

Пример

В адрес ООО «Отделочник» в июне 2016 года прибыла небольшая партия материалов от поставщика. На складе № 1 до этого уже имелись запасы и таких материалов, и других. При этом, несмотря на схожесть номенклатуры, новая партия пришла по другой цене. Впоследствии часть ценностей списали в производство. Выглядеть вся процедура в документах будет следующим образом:

Приход

В счете-фактуре и накладной ТОРГ-12 поставщика были указаны следующие материалы:

Наименование

Количество

Цена за единицу,

без НДС

Код, присвоенный материалу

Гипсокартон

45 листов

250 руб.

Краска коричневая

80 кг

300 руб.

Грунт акриловый

30 кг

100 руб.

Нитролак

25 кг

180 руб.

Лак масляный

25 кг

150 руб.

Списание

В производстве на основании требования-накладной были использованы:

Наименование

Количество

Средняя себестоимость единицы

Код, присвоенный материалу

Гипсокартон

80 листов

227 руб. 1

Цемент

7 мешков

200 руб. 2

Краска желтая

17 кг

300 руб. 3

Реализация

Покупателю выписаны накладная ТОРГ-12 и счет-фактура:

Наименование

Количество

Средняя себестоимость единицы

Цена отгрузки за единицу товара

Код, присвоенный материалу

Краска коричневая

40 кг

268 руб. 4

305 руб.

Герметик

100 шт.

125 руб. 5

150 руб.

На основании этих документов сформирована оборотно-сальдовая ведомость по счету 10, приведенная как продолжение этих таблиц.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10

ООО «Промстройснаб»

период: 01.06.2016–30.06.2016

Код

Название,

ед. измерения

Сальдо на начало

Приход

Расход

Сальдо на конец

Кол-во

Стоимость, руб.

Кол-во

Стоимость, руб.

Кол-во

Стоимость, руб.

Кол-во

Стоимость, руб.

Гипсокартон, лист

33 000

11 250

18 160

26 090

Краска коричневая, кг

2 800

24 000

10 720

16 080

Цемент, мешок

9 000

1 400

7 600

Герметик, шт.

20 000

12 500

7 500

Краска желтая, кг

9 000

5 100

3 900

Грунт акриловый, кг

6 000

3 000

9 000

Нитролак, кг

4 500

4 500

Лак масляный, кг

1 300

3 750

5 050

Итого

81 100

46 500

47 880

79 720

1 Остаток 115 листов сформировался из остатка на начало 150 листов плюс приход 45 листов минус списание в производство 80 листов. Средняя себестоимость 1 листа:

(150 × 220 + 45 × 250) / 195 = 227 руб.

2 Прихода цемента не было. Стоимость единицы при списании равна 200 руб.

3 Прихода желтой краски не было. Стоимость единицы при списании равна 300 руб.

4 Коричневая краска, остаток: 20 кг × 140 руб. + 80 кг (приход) × 300 руб. Средняя себестоимость списания 1 кг:

(20 × 140 + 80 × 300) / 100 = 268 руб.

5 Прихода не было. Средняя себестоимость герметика определяется по остатку:

20 000 / 160 = 125 руб.

Среднюю стоимость грунта, лака масляного и нитролака определять нет необходимости, поскольку не было их списания в течение месяца.

В примере указан лишь один способ определения стоимости хранящихся на складе материалов. Кроме списания материалов по средней стоимости, может применяться расчет по каждой единице или использоваться способ ФИФО. Все зависит от выбранной политики складского и бухгалтерского учета.

Итоги

Если деятельность компании связана с производством, ей приходится приобретать и использовать множество различных материалов. Одни списываются в производство, другие реализуются без переработки. Для всего этого разнообразия нужен достойно организованный учет.

ОСВ занимает в этом процессе очень важное место. При этом задача бухгалтерии — своевременно получить первичный документ, который бы реально отражал движение определенной номенклатуры материальных ценностей. Затем сведения из этого документа вносятся в бухгалтерскую программу, и на основании всех произведенных записей за период формируется ОСВ.

Применение компьютерных программ существенно облегчило труд бухгалтера при формировании ОСВ. Однако таким образом решена лишь техническая сторона вопроса. Остается организация «низового» учета, от которого зависит достоверность внесения данных в количественном выражении кладовщиками или завскладами. Им должно быть предписано по-прежнему вести карточки складского учета, журналы. Без таких документов и регистров определить, в каком месте возникло расхождение (если вдруг таковое имеет место быть), невозможно.

Учет материалов в организации ведется на счете 10. Отражение движений по счету можно посмотреть в оборотно-сальдовой ведомости. В ней отражены остатки на конец периода, объемы поступлений. Все товары вносятся на счет по наименованиям с указанием места хранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх