Макрос

портал для бухгалтеров

Органы финансового контроля РФ

Органы государственного финансового контроля

Состав органов финансового контроля определяется государ­ственным устройством, функциями отдельных государственных органов, закрепленных в Конституции РФ.

Это предопределяет контроль за финансовой деятельностью:

• органов исполнительной власти — со стороны Президен­та РФ;

• органов законодательной власти.

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделя­ются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной властей, специализированные контрольные органы, а также рас­порядители бюджетных средств.

Президентский контроль осуществляется в соответствии с Кон­ституцией РФ путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам, назначения на должность и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Банка России.

В состав Администрации Президента РФ входит Главное кон­трольное управление, которое также наделено рядом полномо­чий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санк­ции, но вправе направлять предписания об устранении финансо­вых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента РФ.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверж­дения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

• текущий контроль — при рассмотрении отдельных вопро­сов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комите­тов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

• последующий контроль — при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных органами ис­полнительной власти.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с го­сударственными финансами. К их функциям относятся проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, кон­троль за рациональным использованием государственных средств.

В системе исполнительной власти контрольными полномочия­ми наделено: Министерство финансов РФ, включая федеральные службы. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность ми­нистерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также представляет Счетной палате РФ информацию, необходи­мую для осуществления ею контрольных полномочий.

Органы государственного финансового контроля:

1) Счетная палата РФ — независимый от Правительства РФ ор­ган государственного финансового контроля, наделенный ши­рокими полномочиями и подотчетный Федеральному Собра­нию РФ.

Счетную палату РФ возглавляет председатель, назначаемый Государственной Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной палаты РФ помимо председателя состоит из 12 аудиторов.

Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспек­торы Счетной палаты РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты РФ — контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средства­ми.

Контролю подлежат все юридические лица:

• государственные органы и учреждения, включая государ­ственные внебюджетные фонды и Банк России;

• органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые компании и др;

• негосударственные некоммерческие организации — в ча­сти, связанной с получением, перечислением или использовани­ем ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.

Задачи Счетной палаты РФ:

• организация контроля за исполнением федерального бюд­жета и внебюджетных фондов;

• подготовка предложений по устранению обнаруженных на­рушений и улучшению бюджетного процесса;

• оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе;

• определение степени обоснованности статей проектов фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых послед­ствий принятия федеральных законов для бюджета;

• контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

• регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

• контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга;

• контроль за деятельностью Банка России по обслужива­нию государственного долга;

• оценка эффективности использования иностранных зай­мов, кредитов, получаемых Правительством РФ.

Права Счетной палаты РФ:

• давать указания, обязательные для исполнения;

• принимать решения о приостановлении финансовых, пла­тежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридиче­ского лица.

Деятельность Счетной палаты РФ является гласной.

2) Контрольное управление Президента РФ. (далее — Управле­ние) действует как система обеспечения конституционных кон­трольных полномочий Президента РФ и проводит от имени и по поручению Президента РФ президентский контроль за исполне­нием федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, зако­нов РФ, указов и распоряжений Президента РФ.

Основная задача Управления — подготовка для Президента РФ по результатам контроля информации:

• о деятельности федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ и их долж­ностных лиц по исполнению Конституции РФ, указов и распоря­жений Президента РФ;

• об исполнении Администрацией Президента РФ, Прави­тельством РФ, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента РФ;

• о деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также пред­приятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;

• о деятельности дипломатических, торговых представи­тельств и других учреждений Российской Федерации за рубежом.

Основные функции Управления:

• готовит и представляет Президенту РФ аналитическую ин­формацию о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по исполне­нию Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;

• проводит проверки деятельности федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, их руководителей и аппарата, а также учреждений и органи­заций;

• осуществляет проверки деятельности подразделений Ад­министрации Президента РФ;

• рассматривает жалобы и обращения граждан, предприя­тий, учреждений и организаций;

• анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их под­разделений на местах;

• обобщает практику применения законодательства РФ в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию;

• осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопро­сам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций и структуре президентской власти других государств;

• проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров Управления.

Права Управления:

• требовать от руководителей федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые документы, материалы и пись­менные объяснения, другую информацию, необходимую для про­верок в соответствии с задачами Управления;

• привлекать в установленном порядке к участию в провер­ках представителей правоохранительных и специальных органов контроля, а также специалистов федеральных органов исполни­тельной власти, запрашивать в указанных органа информацию о доходах проверяемых должностных лиц;

• привлекать к работе на договорной основе научные учреж­дения, отдельных ученых и специалистов;

• пользоваться информационными банками данных Адми­нистрации Президента РФ;

• вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок;

• докладывать Президенту РФ о несвоевременном или не­полном выполнении поручений, содержащихся в указах и распо­ряжениях Президента РФ, и запрашивать от соответствующих должностных лиц объяснения причин этих нарушений.

3) Министерство финансов РФ — федеральный орган исполни­тельной власти. В своей деятельности руководствуется Конститу­цией РФ, федеральными, конституционными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федерального казначейства (федеральной службы).

Основные задачиМинистерства финансов РФ:

• совершенствование бюджетной системы Российской Фе­дерации, развитие бюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

• разработка проекта федерального бюджета;

• составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• разработка программ государственных заимствований управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

• подготавливает предложения и реализует меры по совер­шенствованию бюджетной системы Российской Федерации, раз­витию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных от­ношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансово­му оздоровлению и структурной перестройке экономики, под­держке и защите интересов отечественных производителей това­ров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений по основным направ­лениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

• разрабатывает меры, направленные на формирование и ре­ализацию активной инвестиционной политики, участвует в раз­работке и финансировании федеральных инвестиционных про­грамм и бюджета развития Российской Федерации;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

• исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об ис­полнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета.

Контрольные полномочия распространяются только на финан­сы федерального уровня.

4) Федеральная налоговая служба руководствуется в своей дея­тельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договора­ми Российской Федерации, нормативными правовыми актами.

Федеральная налоговая служба является федеральным орга­ном исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосо­держащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налого­вых органов;

• за государственной регистрацией юридических лиц, физи­ческих лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и кре­стьянских (фермерских) хозяйств, а также за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Рос­сийской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба ведет деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организа­циями.

5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора:

• руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными за­конами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

• является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

• ведет деятельность непосредственно и через свои террито­риальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

• выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

• проводит прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граж­дан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов В установленный законодательством РФ срок;

• осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осу­ществляет контроль и надзор:

• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исклю­чением кредитных организаций и валютных бирж) валютного за­конодательства РФ, требований актов органов валютного регули­рования и валютного контроля, а также за соответствием прово­димых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

• за соблюдением требований бюджетного законодатель­ства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюд­жета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджет­ных ссуд и бюджетных инвестиций;

• за исполнением органами финансового контроля феде­ральных органов исполнительной власти, органов государствен­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за­конодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

6) Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляю­щим в соответствии с законодательством РФ правоприменитель­ные функции по обеспечению исполнения федерального бюдже­та, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведени­ем операций со средствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателями средств феде­рального бюджета.

Основные задачи Федерального казначейства:

• доводит до главных распорядителей, распорядителей и по­лучателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федераль­ного бюджета;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответ­ствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов фе­дерального бюджета;

• открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распоряди­телей и получателей средств федерального бюджета;

• ведет учет показателей сводной бюджетной росписи феде­рального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их измене­ний;

• составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении феде­рального бюджета, отчетность об исполнении консолидирован­ного бюджета Российской Федерации;

• получает в установленном порядке от главных распоряди­телей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

• осуществляет управление операциями на едином счете фе­дерального бюджета;

• осуществляет в установленном порядке кассовое обслужи­вание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по пору­чению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лице­вые счета которых в установленном порядке открыты в Федераль­ном казначействе;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за ве­дением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фе­дерального бюджета.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

• запрашивать и получать в установленном порядке сведе­ния, необходимые для принятия решений по вопросам установ­ленной сферы деятельности;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

• организовывать проведение необходимых экспертиз, ана­лиза и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

• привлекать в установленном порядке для проработки во­просов, отнесенных к установленной сфере деятельности, науч­ные и иные организации, а также ученых и специалистов;

• осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

• создавать, реорганизовывать и ликвидировать территори­альные органы Федерального казначейства по согласованию с Ми­нистром финансов РФ;

• применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного/предупредительного и профилактического ха­рактера, направленные на недопущение и (или) пресечение нару­шений юридическими лицами и гражданами обязательных требо­ваний в установленной сфере деятельности, а также меры по лик­видации последствий указанных нарушений;

• создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх