Макрос

портал для бухгалтеров

НДС сроки уплаты

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 в бухгалтерском учете отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету – суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

Представим в таблицах наиболее типичные бухгалтерские проводки по начислению налогов или их удержанию, а также уменьшению задолженности по налогам перед бюджетом (кроме оплаты). Оплата налогов отражается независимо от вида налогов так:

Дебет счета 68 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее Учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13-15 НК РФ).

Федеральные налоги

Операция Дебет счета Кредит счета
НДС
Начислен НДС при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) 90 «Продажи», субсчет «НДС» 68
Начислен НДС от прочих операций 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «НДС»
Начислен НДС с полученного аванса 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
Начислен НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Исчислен таможенный НДС 19 76, 68
Восстановлен НДС 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76, 91 и др. 68
Удержан НДС налоговым агентом 60, 76
Принят НДС к вычету 68 19, 76, 62
НДФЛ
Удержан НДФЛ из заработной платы работников 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68
Удержан НДФЛ из прочих доходов работников 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Удержан НДФЛ из дивидендов 75 «Расчеты с учредителями»
Налог на прибыль организаций
Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68
Удержан налог на прибыль налоговым агентом 76, 60
Государственная пошлина
Начислена госпошлина 08, 26, 44, 91 и др. 68

Также к федеральным обязательным платежам, взимаемым на основании НК РФ, с 01.01.2017 отнесены страховые взносы (ст. 18.1 НК РФ). Для учета страховых взносов Планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки по зарплате и налогам с них можно посмотреть в наших отдельных материалах.

Динамика поступления НДС в бюджет РФ в 2013-2015 гг. на примере ИФНС №4 по Чувашской Республике

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике, как мы уже оговаривали выше осуществляет свою деятельность по трем субъектам: г.Канаш, Канашский и Янтиковский районы. Наиболее крупным налогоплательщиком из представленных является г. Канаш, в котором сосредоточены наиболее крупные налогоплательщики и наибольший численный состав населения.

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, который перечисляется прямо в федеральный бюджет на основании налоговой декларации. Деятельность Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике по данному налогу заключается в контроле перечислений налога на закрепленной территории.

Для начала рассмотрим долю НДС в общей структуре федеральных налогов. Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за период 2013-2015гг.

Таблица 2.3 — Анализ динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2011-2013 гг., млн. руб.

Показатели (виды налогов и сборов)

Изменение, +,-

Темп роста, %

к 2013

  • 2015/
  • 2014
  • 2014/
  • 2013
  • 2015/
  • 2014

Налоговые доходы, всего

112,8

103,4

Налог на прибыль организаций

103,7

88,0

Продолжение Таблицы 3

НДС на товары реализуемые на территории РФ

107,6

99,0

Акцизы

129,8

121,5

Всего по налоговым и другим доходам

112,7

103,4

Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что значительную часть налоговых доходов федерального бюджета поставляют поступления по НДС.

Налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и является одним из решающих налогов во всей системе налогообложения России. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Динамику поступлений по данному налогу можно представить графически (см. рис. 4).

Рис.4. Динамика налоговых поступлений НДС в федеральный бюджет

В Таблице 2.4 рассмотрено на какие суммы пополнялся федеральный бюджет из Чувашской Республики за период 2013 — 2015 гг.

Таблица 2.4- Динамика перечислений НДС Чувашской Республики в федеральный бюджет за период 2013-2015 гг., тыс.руб.

Года

Суммы НДС

Из представленной таблицы видно, что сумма налога увеличивается ежегодно.

Также нужно отметить, что платежи по НДС в бюджет представлены как по товарам, ввозимым на территорию РФ, так и по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ. В разрезе последних 3 лет динамика поступлений НДС в федеральный бюджет представлена в таблицах 5 и 6.

Таблица 2.5 — Динамика НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, млрд. руб.

НДС

Млрд. руб.

1497,2

1659,7

1670,8

% к ВВП

2,7

2,7

Таблица 2.6 — Динамика НДС по товарам, реализуемым на территории РФ, млрд.руб.

НДС

Млрд. руб.

1753,2

1886,1

1868,2

% к ВВП

3,1

Согласно данным, представленным в таблицах 5 и 6, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего рассматриваемого периода отмечается рост показателей налоговых поступлений НДС в федеральный бюджет РФ как по товарам, ввозимым на территорию РФ, так и по товарам, реализуемым на территории РФ. Так, например, в 2014 году показатели роста составляют- 295,4 млрд.руб.

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики РФ, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога.

Но несмотря на рост собираемости и уплаты налога задолженность по нему все равно имеется, рассмотрим суммы задолженностей в Таблице 7.

Таблица 2.7 — Сведения о количестве и сумме задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые находятся в процедуре банкротства по состоянию на 01.04.2015 г., тыс.руб.

Наименование

Количество дел в процедурах банкротства

Задолженность в бюджет и внебюджетные фонды

на 01.04.2015

на 01.01.2015

В % к 01.01.2015

на 01.04.2015

на 01.01.2015

В % к 01.01.2015

Канашский район

133,3

441,3

Янтиковский район

50,0

83,3

г. Канаш

62,5

77,0

Итого

76,9

105,9

Применяемый МИФНС России № 4 по ЧР комплекс предусмотренных законодательством мер по взысканию недоимки по налогам и сборам способствовал взысканию начисленных за 1 квартал 2015 года текущих платежей в бюджет.

Налогоплательщикам Канашского района за январь-апрель 2015 год направлено требований об уплате причитающихся бюджету сумм налогов и сборов на сумму 12582 тыс. рублей. Выставлено 267 инкассовых поручений на сумму 7481 тыс. руб., вынесено 77 постановлений о взыскании налога за счет имущества организации должника на сумму 5041 тыс. рублей.

После получения требований об уплате налогов и сборов должниками погашена задолженность в бюджет в размере 14,6% от общей суммы направленных требований.

Поступления со счетов налогоплательщиков, взысканные в бесспорном порядке (по инкассовым поручениям), составили 12,6% от общей суммы направленных.

Рассмотрим в Таблице 2.8 эффективность мер по взысканиям.

Таблица — 2.8 Эффективность применения мер по принудительному взысканию задолженности на 01.04.2015 г., (тыс. руб.)

Требования об уплате

Инкассовые поручения

Постановление о взыскании налога за счет имущества (ст.47 НК РФ)

Направлено

Уплачено

Направлено

Уплачено

Направлено

Уплачено

Кол-во

Сумма

В % к направ-

ленным

Кол-во

Сумма

В % к направ-

ленным

Кол-во

Сумма

В % к

направ

-ленным

14,6

12,6

По данным Министерства финансов Российской Федерации прогнозируется, что доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 — 2018 годах также будут увеличиваться.

Благодаря совершенствованию методов налогового администрирования и тщательной аналитической работе налоговых органов сохраняется положительная тенденция по поступлениям НДС.

В то же время снизилось количество отмененных решений налоговых органов при обжаловании. По данным 2015 года сумма НДС по решениям, которые признаны необоснованными, сократилась на 16,2%. Это результат повышения качества работы контрольного блока.

Благодаря эффективному взаимодействию налоговых органов, Следственного комитета России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ удалось значительно исправить ситуацию с мошенничеством в сфере возмещения НДС и в разы снизить долю рисковых организаций. Это взаимодействие уже доказало свою эффективность.

Всего же по Чувашской Республике за последний год по материалам Налоговой службы правоохранительными органами возбуждено более 15 уголовных дел в сфере мошенничеств с НДС. Количество попыток незаконного возмещения НДС сократилось более чем в два раза.

В целом, достигнутые результаты во многом обеспечены внедрением новой системы налогового контроля, в частности, введен автоматизированный контроль за возмещением НДС на основе риск-ориентированного подхода. В рамках такого подхода основное внимание налоговых органов уделяется так называемым рисковым компаниям.

Введение с 1 января 2015 года электронной декларации по НДС позволило перейти на 100% пооперационный риск-ориентированный контроль. Он построен по принципу зеркальности отражения операций у покупателя и продавца. То есть, если компания заявляет вычет налога, значит ее контрагентом в бюджете должен быть сформирован источник.

В будущем вся электронная налоговая отчетность будет объединена в единый национальный файл в централизованной базе данных ФНС России АСК НДС-2. Использование новых технологий Big Data позволит автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность организаций, не исполняющих свои налоговые обязательства. При этом, по каждому налогоплательщику будет формироваться налоговая история, и компания, один раз проведя сомнительную операцию, оставит след в системе. Восстановить свою репутацию в глазах налоговых органов и бизнеса такой компании будет очень сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх