Макрос

портал для бухгалтеров

Налоговая система в РФ

Налоговая система РФ: состав, принципы

Налоговая система РФ -это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Понятие «налоговая система Российской Федерации» не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее «налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке», фактически смешивая понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов». Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов — только часть налоговой системы.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность:
системы налогов и сборов РФ;
системы налоговых правоотношений;
системы участников налоговых правоотношений;
• нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налого облагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов:
Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований;
действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогопла тельщиков и налоговых агентов, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. К основным принципам налоговой системы относятся следующие организационные и функциональные принципы:
принцип единства налоговой системы; принцип организационного единства системы налоговых органов:
принцип справедливости налогообложения;
принцип достаточности налогообложения;
принцип единства нормативно-правовой базы;
принцип подвижности (эластичности) налогообложения;

Состав и структура:

1. Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Государственная пошлина).

2. Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Транспортный налог).

3. Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

4.Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН).

79Налоговое планирование: сущность, принципы, методы, этапы

Налоговое планирование для предприятий – составная часть стратегического финансового планирования в предпринимательской деятельности и бизнес – планах. Одна из его главных целей – минимизация налоговых платежей, путем использования всех особенностей налогового законодательства. По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для ФЛ).

Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:

1) Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо — что в меру». Что — то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие — применение налоговых санкций со стороны государства;

2) Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.

3) Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого — либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;

4) Юридическая чистота. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства.

5)Временность. Налоговое законодательство самое подвижное из всех отраслей права. Его обещает изменить любой политик в любой стране идущий на выборы. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.

6)Разделяй оборот, имущество, персонал и т.д.Если все разнообразные действия по снижению налогов будут проводить одно лицо (физ-кое или юр-кое), то возможностей по применению большинства способов становится значительно меньше. Разделение различных действий приводит к снижению налогов потому, что имеется возможность для каждого действия создать структуру, которая наиболее эффективно снижает налоги.

7) Индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.

Методы.Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по результатам общей деятельности, по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация -процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Самый надежный способ оптимизировать налоги — это оптимизировать всю деятельность предприятия таким образом, чтобы она осуществлялась наиболее эффективным способом. Законная оптимизация заключается в уменьшении размера налоговых обязательств посредствомцеленаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ методы минимизации:

-К общим методам можно отнести:

а) принятие учетной политики пред-тия с макси-ным исп-анием предоставленных законодательством возможностей б) оптимизацию через договор в) исп-ние различных льгот и налоговых освобождений.

-Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, однако также могут применяться на всех предприятиях. К специальным методам относятся следующие:

а) метод замены отношений — основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства.

б) метод разделения отклонений — БАЗИРУЕТСЯ НА МЕТОДЕ ЗАМЕНЫ. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций.

в) метод отсрочки налогового платежа — основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период

г) метод прямого сокращения объекта налогообложения — преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого налогами имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Этапы налогового планирования.Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.

До регистрации предприятия:

1.Формирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращенияПервый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).

2. Решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделенийВторой этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Текущее налоговое планирование

4. Формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законом льгот по каждому из налогов.Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

5. Анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельностиПятый этап — образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

6. Решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятияШестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии — это организация бухгалтерского учета; выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

Состав и структура налоговой системы РФ

Глава 2 «Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — НК РФ) описывает налоговую систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России). (ст. 13 НК РФ).

Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории). (ст. 14 НК РФ).

Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований) (ст. 15 НК РФ).

Виды налогов и сборов РФ.

Федеральные налоги и сборы.

1. Налог на добавленную стоимость.

Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.): 0% — на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% — при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.; 18% — при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше. Налог засчитывается целиком в федеральный бюджет.

2. Акцизы.

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере: От 0 до 11 300 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.). В федеральный бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов.

3. Налог на прибыль организаций.

Устанавливается в размере от 0 до 20% налогооблагаемой прибыли: а) для российских организаций: 20% — от доходов по основной деятельности, из которых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%); 15% — от доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций или в виде процентов по ценным бумагам, в том числе размещенным за пределами РФ; 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам; 0% — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, указанном в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

4. Налог на доходы физических лиц.

Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 9 до 35%, в том числе:

  • — 13% — от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах:
  • — стандартных вычетов — от 500 до 3000 руб.;
  • — социальных вычетов — до 50000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе;
  • — имущественных вычетов — от 250000 до 1 000 000 руб.;
  • — профессиональных вычетов — в виде 20 % от расходов, которые не подтверждаются документально;
  • · 35% — от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;
  • · 30% — от доходов субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;
  • · 9% — от доходов долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов или в виде процентов по облигациям;
  • · 15 % — с дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.
  • 5. Государственная пошлина.

Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

6. Налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговые ставки и их применение в отношении отдельных видов полезных ископаемых предусмотрены статьей 342 НК РФ.

Налоговым Кодексом РФ установлены следующие ставки:

  • · Адвалорные ставки — (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе.
  • · Специфические (например — в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого.
  • 7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов.

Определятся главой 25.1 (статьи 3331. — 333.7) НК РФ. Плательщиками сбора являются — граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно. Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, — при изъятии их из среды обитания. В случае отстрела (отлова) молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50%.

8. Водный налог.

Определяется главой 25.2 (статьи 333.8-333.15) НКРФ. Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

9. Единый социальный налог.

Утратил силу с 1-го января 2010 года.

Региональные налоги и сборы.

1. Налог на имущество организаций.

Устанавливается законом субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

2. Транспортный налог.

Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л.с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Установленные ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 10 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

3. Налог на игорный бизнес.

Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игровой стол, кассу тотализатора; от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они исчисляются в минимальном установленном размере. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

Местные налоги и сборы.

1. Земельный налог.

Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов местного самоуправления, не может превышать: — 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ; — 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения. Налог засчитывается в местный бюджет.

2. Налог на имущество физических лиц.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

  • — упрощенная система налогообложения (УСН), гл. 26.2 НК РФ,
  • — единый налог на вмененный доход (ЕНВД), гл. 26.3 НК РФ,
  • — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) гл. 26.1 НК РФ,
  • — патентная система налогообложения (ПСН), гл. 26.5 НК РФ,
  • — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, гл. 26.4 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения.

Ставки налога установлены в размере 6% от суммы денежных доходов или 15% от суммы дохода с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков).

Единый налог на вмененный доход.

Ставка налога установлена в размере 15% от величины вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, и засчитывается в Федеральное казначейство.

Единый сельскохозяйственный налог.

Налог исчисляется в размере 6% от суммы денежных доходов сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расходов и величину убытков.

Патентная система налогообложения.

Налоговая база — денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Налоговая ставка — 6 %.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции. Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно. Размер налоговой ставки определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Структура налоговой системы. В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

-налог на добавленную стоимость;

-налог на доходы физических лиц ;

-налог на прибыль организаций;

-акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

-водный налог;

-налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

— сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

— государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

— налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

— транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

-налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

-земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

-торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Принципы налогообложения:

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения:

  1. принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

  1. принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

  1. принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

  1. принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

45. Функции налогов.

Налог —обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Функции налогов:

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  1. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

  2. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  3. Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

  4. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

46. Классификация налогов.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:

  • региональные;

  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;

  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;

  • налог на прибыль организаций;

  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;

  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

Уровни налоговой системы РФ

Уровни налоговой системы РФ — это элементы структуры налогового регулирования, установленные на законодательном уровне. В соответствии с государственным устройством, в России действует трехуровневая система. О том, как происходит распределение всех налогов РФ по уровням, покажем в виде схемы. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Уровни налоговой системы устанавливаются законодательно. Однако такого понятия в федеральных и местных нормативных актах не содержится — этот термин, скорее, относится к соответствующей области права как науки. И единого, общепринятого толкования в настоящий момент учеными не разработано. Однако проще всего понять суть понятия, установив его предназначение.

Структура налоговой системы России отличается наличием нескольких основных уровней, так как государство имеет форму государственного устройства в виде федерации. Для выполнения своих социальных и экономических функций государству нужны средства. Совокупность налогов, сборов и иных платежей, установленных федеральным, региональным и местным законодательствами и взимаемых в соответствующий бюджет, и определяет существо понятия.

Основные виды налогов на территории РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации — это установленные в государстве обязательные для уплаты гражданами и юридическими лицами налоги, сборы и т. д., распределенные по системообразующим признакам.

Для начала определим, какие виды обязательных платежей в бюджет можно выделить в целях построения единой схемы:

  • федеральные, то есть такие, которые уплачиваются налогоплательщиками на всей территории РФ. Эти платежи перечисляют все установленные в нормативных актах налогоплательщики вне зависимости от местонахождения или места проживания. Что важно, размеры платежей определяются также по единообразным нормам, действующим на всей территории РФ;
  • региональные. Они также установлены в НК РФ, однако часть полномочий по их регулированию (формирование ставки, определение льгот) переданы регионам, субъектам РФ, которые принимают по этому поводу свои нормативные документы. Таким образом, на территории разных субъектов могут быть установлены не только разные ставки, но и разные сроки уплаты;
  • местные. Тоже перечисляются в НК РФ, однако их регулирование уже передано муниципальным образованиям (сельское поселение, муниципальный район, городское поселение и т. д.).

Библиографический список

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

С.М. Каримов, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности налоговой системы России на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с практической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недостатки, особенности их функционирования. В работе рассмотрены нововведения в налоговой системе с 2015 года, связанные с антикризисными мерами, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика.

Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги это то, за счет чего существует институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодательные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороноспособность страны. Они дают возможность увеличить масштабы производства, расширить специализацию и экономическое содержание внутреннего рынка страны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвестиций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны. Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налоговую систему, но при этом возможно применение налоговых схем, наработанных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гармоничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учитывать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экономическую обстановку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. В конечном итоге, неэффективно функционирующая налоговая система становится тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает всеобщее недовольство налогоплательщиков.

Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выделить.

Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново» . Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, например, считает низким подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогообложения изымалось в разные годы не более 6-7 % дохода , а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государство без налогов.

Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на добавленную стоимость (НДС), точнее несовершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попытками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законодательство» . Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все принимаемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

— общий высокий уровень налогового бремени;

— неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

— сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов;

— низкая эффективность штрафных санкций;

— необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

— отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям» .

С 2015 года вступили в силу законы о горизонтальном налоговом мониторинге, налоговом маневре, контролируемых иностранных компаниях, а НК РФ был дополнен двумя новыми главами «Торговый сбор» и «Налог на имущество физических лиц». Плательщикам НДС отменено ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Бизнесу также предоставлена возможность поэтапного восстановления НДС, принятого к вычету по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Увеличен и срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Но есть поправки и со знаком минус. Статья 76 НК РФ («Приостановка операций по счетам налогоплательщиков») распространяется теперь и на организации, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, то есть налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Также с 01.01.2015 г. введено право налоговых органов проводить осмотр территорий проверяемого лица, документов и предметов. Причем не только при выездной, но и при камеральной проверке декларации по НДС, в следующих случаях: если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению; выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Также, в 2015 году, государство пытается поддержать налоговыми мерами реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, вернуть капиталы в национальную юрисдикцию и пр.

Антикризисный план, утвержденный в конце января 2014 года российским кабинетом министров, также содержит ряд налоговых мер: планируется наделить регионы правом снижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%; расширить перечень видов деятельности по патентной системе; установить возможность уплаты «самозанятыми» гражданами налога по патенту и страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП); предоставить регионам право снижать ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%; распространить право на применение двухлетних налоговых каникул всеми впервые зарегистрированными ИП в производственной, социальной и научной сферах.

Несмотря на то, что предоставление налоговых каникул широко рекламируется в средствах массовой информации, не все здесь так радужно, как кажется на первый взгляд. Проводимые учеными экономистами исследования показывают, «что налоговые каникулы, предоставляемые до начала производственной деятельности, могут привести к фактическому увеличению налогов в будущем. Таким образом, может сложиться следующая ситуация: организации предоставляются налоговые каникулы, т. е. она освобождается от уплаты налога на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе не образовалось» .

Минпромторгом представлен пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий. В частности, предлагается зачет суммы капитальных вложений в уменьшение суммы налога на прибыль (tax credit), или, по-другому, «зачет инвестиций в основные фонды». Такая льгота будет доступна новым промышленным предприятиям, и минимальный размер инвестиций должен составлять 20 млн. руб. в год (50 млн. за 3 года, 200 млн. за 5 лет).

В целом затраты на перечисленные и иные меры составят примерно 159 млрд. руб., а конечный ожидаемый эффект 2,156 трлн. руб. дополнительного дохода.

В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультирования. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров отмечает назревшую необходимость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых консультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству.

Глава ФНС М.В. Мишустин считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести расчеты с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с недостаточным уровнем знаний в области налогообложения. Большинству налогоплательщиков необходима профессиональная помощь специалистов, которые помогут им заполнить налоговую декларацию, подготовить необходимый пакет документов, подтверждающий льготы, и решить другие практические вопросы налогового администрирования. Гражданам нужна профессиональная, доступная помощь. Если в России появится большой выбор квалифицированных консультантов с их жестким отбором в реестр, то для граждан, бизнеса, налоговых органов это будет большим подспорьем.

Совет Федерации одобрил законопроект, передающий ФНС полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от одного года до трех лет. Сейчас, согласно НК РФ, ФНС мог принимать решения по уплате налогов на срок, не превышающий один год. Также ФНС сейчас устанавливает наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, проводит анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. Думается, передача полномочий ФНС позволит упростить процедуры рассмотрения материалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующие функции. Логично, что то же самое ведомство, которое проверяет правильность отчетности, может оценить платежеспособность предприятия и наличие оснований для отсрочки, будет заниматься решением вопроса о ее предоставлении .

Таким образом, все эти принимаемые правительством меры подтверждают, что «в критических условиях активность налоговой политики возрастает вместе с повышением роли единой государственной социально-экономической политики» .

Итак, налоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом её элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что государственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инструменты налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. с. 24.

2. Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2010. с. 101.

3. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2013. – № 3 (78). – С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php /jour/issue/view/4/showToc

4. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.

5. Мандрощенко О.В. Указанное соч. с. 63

6. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3. С. 153.

7. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3.

8. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета № 988 от 10.03. 2015 г. http://www.rg.ru/2015/03/10/nagruzka.html

9. Горский И.В. К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги. Право 2015. №1. C. 126.

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA

SM Karimov, student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх