Макрос

портал для бухгалтеров

Как посчитать налоговую нагрузку предприятия

Нормативно-правовая база

Итак, понятием налоговой нагрузки обозначается определённое финансовое бремя, которое возложено на все коммерческие предприятия независимо от статуса и формы управления. Фактически, речь идёт о налоге с прибыли, полученной ИП или юр.лицом по итогам отчётного периода.

Действующее законодательство выделяет две формы такой нагрузки:

  1. Абсолютная — фиксированная сумма, которая вносится в бюджет по итогам отчётного периода;
  2. Относительная — доля прибыли, выраженная в процентном соотношении от общей суммы дохода.

Примечательно, но в отношении налоговой нагрузки важно выдерживать оптимальный баланс. Дело в том, что оценивается этот параметр не только коммерсантами, но и налоговым органом. Поэтому здесь возможны такие последствия:

  1. Нагрузка ниже среднего. Разумеется, данный показатель выгоден коммерсанту, и заметно облегчает налоговое бремя. Однако со стороны ФНС минимальный налог, выплачиваемый компанией в бюджет, является обоснованием для организации выездной проверки на предмет обнаружения утаиваемой прибыли;
  2. Нагрузка выше среднего. Здесь ситуация развивается с точностью наоборот: ФНС не выдвигает претензий, но предприниматель не может нормально развивать собственный бизнес, перечисляя в казну большую часть дохода. В этом случае, есть смысл задуматься об изменении режима налогообложения.

Чтобы найти баланс, необходимо вычислить общую сумму налога со всех статей полученного дохода. Далее, получившееся значение необходимо соотнести с актуальными цифрами, которые ежегодно публикует Федеральная налоговая служба.

Какими документами регулируется

Понятие налоговой нагрузки закреплено следующими документами:

  • Приказ ФНС № ММВ-7-2/297@ от 10-го мая 2012 года — регулирует общую концепцию системы выездных проверок;
  • Письмо ФНС № ЕД-4-15/14490@ от 25 июля 2017 года, определяющее работу комиссий;
  • Приложение № 7 к письму ФНС № ЕД-4-15/14490, где приводятся формулы, рекомендованные к применению при расчёте налоговой нагрузки;
  • Налоговый Кодекс РФ, определяющий само понятие налог и порядок налогообложения.

Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»

Применяемые формулы и способы вычислений

Рассмотрим варианты расчёта налоговой нагрузки для всех налоговых режимов, применяемых к коммерческой деятельности.

Налог на прибыль

Здесь применяется формула формата Н=А/(Б+В), где:

  • И — искомая величина;
  • А — налог с полученной прибыли, указанный в декларации;
  • Б — прибыль от реализации;
  • В — внереализационные доходы.

Работает это так. Допустим, некая компания заработала за год 49 000 000 рублей. После проведённой проверки была обнаружена неучтённая ранее прибыль в размере 1 000 000 рублей. Задекларировала данная компания 2 000 000 уплаченного налога. Подставим эти значения в формулу. 2/(49+1)=0.04. Следовательно. Налоговая нагрузка составляет 4%. Теперь нужно соотнести данное значение со среднеотраслевым коэффициентом. Предположим, что мы разбираем деятельность компании, занимающейся пошивом одежды. Здесь средний коэффициент составляет 8.1%. Учитывая, что полученная нами цифра налоговой нагрузки ниже, ФНС наверняка организует выездную проверку.

НДС

Здесь могут применяться две формулы И=А/Б либо И=А/В, где:

  • И — искомая величина;
  • А — налог, указанный в декларации;
  • Б — налогооблагаемая база, отмеченная в 3-м разделе декларации;
  • В — налогооблагаемая база, выраженная суммой значений разделов 3 и 4.

На практике это применяется так. Предположим, что налогооблагаемая база составляет 20 000 000, а сумма налога 2 миллиона рублей. 2/20=10% налоговой нагрузки.

Для ИП

Здесь применяется формула, аналогичная рассмотренной выше. В частности, начисленный налог делится на доход, полученный по итогам отчётного периода.

«Упрощёнка»

Здесь также не применяется ничего нового. Для вычислений налоговой нагрузки нужно спецтариф разделить на сумму дохода, указанную в декларации.

Учитывая, что упрощёнка предполагает налоговую ставку в 6%, рассмотрим порядок вычислений. Например, компания, работающая в упрощённом поле налогообложения, заработала 40 000 000. С учётом действующей ставки, налог составит 2 400 000, что и является актуальной нагрузкой. Если компания работает по системе «доход минус расход», вычисляется процентное соотношение, которое составит 15%.

ЕСНХ

Принцип вычислений прежний: налог делится на задекларированный доход. Особенностью данного налогового режима является факт, что применяется он лишь в тех ситуациях, когда прибыль, полученная от сельхоздеятельности, превышает 70% общего дохода.

ОСНО

Для общей системы налогообложения применяется следующая формула: И=(4+Б)/В, где:

  • И — искомое значение;
  • А — налог на добавленную стоимость;
  • Б — налог с полученной прибыли;
  • В — фактическая величина полученного дохода.

Допустим, компания заплатила 2 000 000 НДС и налог 10 000 000 с полученной прибыли. При этом общий доход по итогам отчётного периода составил 120 000 000 рублей. Сокращаем нули и подставляем значения в формулу: (2+10)/120=0.1. Итого, налоговая нагрузка составляет 10%.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

Итак, высчитать налнагрузку по налогу на прибыль можно по формуле:

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

ВАЖНО! Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Данные для расчета формулы и сравнение полученного показателя со среднеотраслевым

Для анализа налоговой нагрузки необходимо вычислить именно относительный показатель. Разберемся, где брать данные для расчета формулы:

СН – сумма уплаченных налогов за календарный год по данным налоговой отчетности*.
В – сумма по строке 2110 «Выручка» в годовом отчете о финансовых результатах.

*Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@ указывает, что в сумму уплаченных за год налогов не нужно включать страховые взносы. Нагрузку по взносам можно рассчитать отдельно.

Полученный коэффициент нужно сравнить со среднеотраслевым показателем. Если ваш коэффициент находится на уровне среднеотраслевого или выше его – значит, расчеты были произведены верно. Если ниже – значит, вы где-то ошиблись в расчетах или платите меньше налогов, чем другие компании в вашей отрасли, – а это грозит выездной контрольной проверкой предприятия со стороны сотрудников ИФНС.

Имейте в виду, что налоговики анализируют налоговую нагрузку в динамике и будут сравнивать ваши показатели не только со среднеотраслевыми, но и с тем, как они менялись на протяжении 2–3 последних лет. Если они постепенно снижались, это может быть расценено налоговой службой как уклонение компании от уплаты налогов. Вы сами можете расценить, как менялись показатели налоговой нагрузки вашей компании, найдя данные на сайте nalog.ru.

Чем грозит низкая нагрузка или рентабельность

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

Сегодня мы поговорим о налоговой нагрузке. Что это и зачем нужно ее считать?

Понятие “налоговая нагрузка” я, прежде всего, связала бы с понятием “налоговое планирование”, ведь грамотное налоговое планирование данного показателя помогает снизить налоговые риски, связанные с началом выездной проверки, а также претензиями налоговых органов в уклонении от уплаты налогов и необоснованной налоговой выгоде.

Снижение или распределение налоговой нагрузки всегда вызывает вопросы у проверяющих. Несмотря на то, что есть множество законных способов налоговой оптимизации, иногда, снижение показателя «налоговая нагрузка» может привести к внеплановой выездной налоговой проверке, которая, в большинстве случаев, заканчиваются доначислением налогов и штрафами.

Как грамотно планировать данный показатель?

Во-первых:

Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев планирования выездных налоговых проверок. Мы должны изучить документы регламентирующие понятие «налоговая нагрузка». Вот эти документы:

  1. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В данном документе содержится формула расчета совокупной налоговой нагрузки, а в Приложении №3., отражены показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства. Ежегодно, не позднее 5 мая, приложение пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть и на сайте ФНС.
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Во-вторых:

Рассчитаем налоговую нагрузку:

Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

НН = Н : Д * 100%

где,

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя?

1 шаг. Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды.

На данном этапе необходимо сравнить полученные данные с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с данными в Приложении № 3 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. на сайте ФНС. Необходимо помнить, что каждый год данные обновляются.

На 2017 установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них:

Сельское хозяйство 9.8%
Рыболовство 3.4%
Добыча полезных ископаемых 38.5%
Производства по обработке различных материалов 7.1%
Распределение электричества, газа, воды 4.8%
Строительство 12.3%
Торговля оптовая и розничная 2.6%
Гостиницы и рестораны 9%
Связь, транспорт 7.8%
Различного рода операции с недвижимостью, аренда 17.5%
Поставка различного рода коммунальных услуг 25.8%

2 шаг. Рассчитать нагрузку по всем налогам в раздельности.

Необходимо учитывать, что , например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1% , также, считается низким. (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

3 шаг. Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы.

Доля вычета не должна превышать 89% (Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

В третьих:

При наличии существенных отклонений от контрольных значений, либо в сравнении с прошедшими аналогичными налоговыми периодами необходимо:

  1. Проверить результаты расчета данных налоговой нагрузки, в связи с возможностью ошибок;
  2. Если расчет не верный – необходимо пересчитать данные;
  3. Если расчет верный – подготовить для налоговой службы аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки.

Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть:

  1. Наличие инвестиционной деятельности
  2. Сезонность и низкая реализация,
  3. Увеличение цен поставщиков основных материалов, товаров
  4. Создание складского запаса
  5. Наличие экспортных операций и т.д.

Вывод:

Безусловно, выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги, и это не выдумка, а статистика.

Всегда считайте налоговую нагрузку, и заранее будьте готовы к проверке и даче пояснений в случае значительных отклонений от нормативов или значений предыдущих налоговых периодов. Это позволит Вам правильно осуществить налоговую оптимизацию в рамках налогового планирования. Вы сможете снизить риск проведения плановой или внеплановой выездной налоговой проверки. Не забудьте, также проверить компанию по всем признакам попадания под концепцию выездных проверок. Подробнее читайте в статье Критерии самоконтроля для оценки вероятности выездной проверки. Ведь, всегда лучше предотвратить проверку, либо грамотно подготовиться к ее проведению, чем разбираться с ее последствиями. Ведь, как говорится: «Кто предупрежден – тот вооружен!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх