Макрос

портал для бухгалтеров

Износ основных средств

Виды износа при оценке транспортных средств

Износ — в оценочной деятельности относительная потеря стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа.

Физический износ — относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства. Основными причинами физического износа транспортных средств являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов .

Моральный износ — относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся достижения научно — технического прогресса в автомобилестроении, ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств, окончание производства транспортных средств, прекращение производства запасных частей к ним и т.д.

Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:

— его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);

— развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаривание или моральный износ);

— коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое или внешнее устаривание).

В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая или нет), применяются два метода расчета величины износа. При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.

В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальновосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.

Кроме того, износ подразделяется на:

— устранимый — износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;

— неустранимый — износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.

Способом устранения физического износа является ремонт.

Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.

Естественным (нормальным) физическим износом, называют износ, который возникает приправильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта. В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то «по умолчанию» подразумевается естественный физический износ.

Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации, в результате чего износ достигает таких размеров, что дальнейшая эксплуатация АМТС становится невозможной.

Функциональным устариванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта .

Экономическое (внешнее) устаривание — потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.

Мерой износа объекта оценки, может служить величина потери его стоимости.

Величина естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, (под «некоммерческими» понимаются АМТС, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в личных целях — Ифиз) а также их комплектующих определяется по формуле:

где: Иб — базовое значение износа объекта, определяемое его сроком службы, проценты;

Ик — корректирующее по пробегу значение износа, определяемое величиной отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового, проценты;

К — корректирующий коэффициент, учитывающий условия эксплуатации объекта и вычисляемый по формуле:

где: А1 — коэффициент корректирования износа, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации;

А2 — коэффициент корректирования износа, учитывающий состояние окружающей среды в данном регионе;

А3 — коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект.

В свою очередь:

где: И1 — коэффициент корректирования износа в зависимости от величины отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового (равный 0,25% или 0,1% за 1000 км. перепробега или недопрбега соответственно);

Пф — фактический пробег АМТС с начала эксплуатации, тыс.км.; Дф — фактический срок службы, лет;

Пс — среднегодовой пробег, тыс.км.

где: И2 — величина износа АМТС за год эксплуатации (значения

износа для различного типа АМТС берётся из таблицы).

Значения фактического пробега (Пф) определяется по показаниям спидометра и учетным документам. В сомнительных случаях определяется расчетным путем по среднегодовому пробегу АМТС.

В этом случае формула упростится и примет вид:

При определении износа мототехники и автомобильной техники, используемой в коммерческих целях (под «коммерческими»понимаются АМТС, принадлежащие хозяйствующим субъектам),а также прицепного подвижного состава, используемого в любых целях, применяются нормы амортизационных отчислений, утвержденные соответствующим директивным органом.

где: — годовая норма амортизационных отчислений, %;

— покилометровая норма амортизационных отчислений, %.

Величина износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям определяется по формуле:

Расчет морального износа автотранспортного средства проводится по формуле:

где ИМр — p-ый фактор, учитываемый при определении морального износа автотранспортного средства, %. Расчет значения первого фактора, учитывающего на дату оценки снятие автотранспортного средства с производства, производится по формуле:

где Тсн — срок, прошедший с даты снятия автотранспортного средства с производства до даты оценки, лет. Значение фактора морального износа ИМ2, учитывающего прекращение выпуска запасных частей к транспортному средству, равно ИМ2 = 20%. Значение фактора морального износа ИМ3, учитывающего попадание ранее (до даты оценки) автотранспортного средства в дорожно-транспортное происшествие, равно ИМ3 = 5%. Значение фактора морального износа ИМ4, учитывающего количество владельцев автотранспортного средства (более 3 владельцев по данным регистрационных документов), равно ИМ4 = 20 %.

Для оценки автотранспортных средств используется следующая технологическая документация;

— руководства по ремонту автомобилей;

— руководства (инструкции) по эксплуатации автомобилей;

— каталоги запасных частей на автомобили;

— технологическая документация на автомобили по видам работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте;

— прейскурант 27-07. Отпускные цены на детали к транспортным средствам;

— сборники цен на автотранспортные средства, двигатели и запас-ные части к ним;

— сборники цен на автомобили иностранного производства;

— справочники «Евротакс», «Митчелл», «Аудатекс», «ДАТ», «Мотор» по легковым и грузовым автомобилям иностранного производства.

Перечень может быть сокращен в конкретном случае, в зависимости от номенклатуры видов предоставляемых предприятием работ.

1 износ. Понятие и классификация

Содержание:

  1. Введение
  2. Износ. Понятие и классификация
  3. Факторы появления износа оборудования
  4. Анализ оборудования на степень износа
  5. Принципы предотвращения преждевременного износа
  6. Список использованной литературы

1)Введение
2)Износ. Понятие и классификация

Износ оборудования – это потеря его стоимости и производительности. На сегодняшний день борьба с износом и продление срока службы оборудования – весьма актуальная задача.

Износ в экономическом смысле означает потерю стоимости оборудования в процессе его эксплуатации. При этом различают два вида износа: физический и моральный. Физический износ возникает вследствие старения оборудования и потери его работоспособности, а моральный – из-за потери конкурентоспособности.

Физический износ – это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт.

Постепенные (износные) и внезапные (аварийные) отказы. Постепенно отказы возникают при правильной эксплуатации в результате длительной работы машин без заметного снижения качества работы ее. Аварийный отказ — это следствие износа деталей машин, быстро нарастающего (прогрессирующего) и в течение короткого времени, достигающего размеров, при которых дальнейшая работа машины становится невозможной.
Срок службы промышленного оборудования определяется износом его деталей — изменением размеров, формы, массы или состояния их поверхностей вследствие изнашивания, т. е. остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок либо из-за разрушения поверхностного слоя при трении.

Величина износа характеризуется установленными единицами длины, объема, массы и др. Износы бывают: нормальными и аварийными.

Нормальным, или естественным, называют износ, который возникает при правильной, но длительной эксплуатации машины, т. е. в результате использования заданного ресурса ее работы.
Аварийным (или прогрессирующем) называют износ, наступающий в течение короткого времени и достигающий таких размеров, что дальнейшая эксплуатация машины становится невозможной.
Износ станка в процессе эксплуатации снижает точность обработки на нем. Регламентированная точность станка в процессе эксплуатации поддерживается планово-предупредительным ремонтом.  

При износе станка жесткость его основных узлов заметно снижается. Влияние перечисленных причин трудно регламентировать в узких пределах. Поэтому известное колебание жесткостей элементов и технологической системы в целом неизбежно. Принимая жесткость узлов и других звеньев технологической системы за постоянную среднюю величину, мы значительно облегчаем выполнение расчетов упругих перемещений.  

Критерием для оценки предельной степени износа станка в целом, в первую очередь, должны являться качество выпускаемой продукции и производительность станка. Действительно, станок будет нуждаться в ремонте тогда, когда он не сможет выпускать продукцию заданной точности или чистоты поверхности и когда не будет обеспечивать высокую производительность.  

Кроме неточностей изготовления, нужно учитывать также неточности, происходящие вследствие износа станка.  

В зависимости от жесткости системы деталь — станок — инструмент, степени износа станка и инструмента, режима обработки и других причин возникают не только отклонения от взаимного расположения поверхностей, но и отклонения от правильной геометрической формы.  

Виды износа различают в соответствии с существующими видами изнашиваниями:

— механический;

— абразивный;

— усталостный;

— коррозионный и др.

Механический износ является результатом действия сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла и искажение геометрических размеров у совместно работающих деталей. Износ этого вида чаще всего возникает при работе таких распространенных сопряжений деталей, как вал — подшипник, станина — стол, поршень — цилиндр и др.

Степень и характер механического износа деталей зависят от многих факторов:

— физико-механических свойств верхних слоев металла;

— условия работы и характера взаимодействия сопрягаемых поверхностей;

— давление;

— относительной скорости перемещения;

— условий смазывания; степени шероховатости и др.

Наиболее разрушительное действие на детали оказывает абразивное изнашивание, которое наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкими абразивными и металлическими частицами. Обычно такие частицы попадают на трущиеся поверхности при обработке на станке литых заготовок.

Механический износ может вызываться и плохим обслуживанием оборудования, например, нарушениями в подаче смазки, недоброкачественным ремонтом и несоблюдением его сроков, мощностной перегрузкой и т. д.
Усталостный износ является результатом действия на деталь переменных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение. Валы, пружины и другие детали разрушаются вследствие усталости материала в поперечном сечении. Для предотвращения усталостного разрушения важно правильно выбрать форму поперечного сечения вновь изготовляемой или ремонтируемой детали: она не должна иметь резких переходов от одного размера к другому. Рабочая поверхность исключает наличие рисок и царапин, которые являются концентратами напряжения.
Коррозионный износ является результатом изнашивания деталей машин и установок, находящихся под непосредственным воздействием воды, воздуха, химических веществ, колебаний температуры.

Под влиянием коррозии в деталях образуются глубокие разъедания, поверхность становится губчатой, теряет механическую прочность.

Обычно коррозионный износ сопровождается и механическим износом вследствие сопряжения одной детали с другой. В этом случае происходит так называемый коррозионно-механический, т.е. комплексный износ.

Износ при заедании возникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также значительном давлении, при котором две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно, что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие к их схватыванию.

Характер механического износа деталей. Механический износ деталей оборудования может быть полным, если повреждена вся поверхность детали, или местным, если поврежден какой-либо ее участок (рис.1).
В результате износа направляющих станков нарушаются их плоскостность, прямолинейность и параллельность вследствие действия на поверхности скольжения неодинаковых нагрузок. Например, прямолинейные направляющие 2 станка (рис. 1, а) под влиянием больших местных нагрузок приобретают вогнутость в средней части (местный износ), а сопрягаемые с ними короткие направляющие 1 стола становятся выпуклыми.

В подшипниках качения вследствие различных причин (рис. 2, а—г) износу подвержены рабочие поверхности — на них появляются оспинки, наблюдается шелушение поверхностей беговых дорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит их усталостное разрушение; под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате чего возможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия.

Различные поверхности скольжения также подвержены характерным видам износа (рис. 3).
В процессе эксплуатации зубчатых передач вследствие контактной усталости материала рабочих поверхностей зубьев и под действием касательных напряжений возникает выкрашивание рабочих поверхностей, приводящее к образованию ямок на поверхности трения (рис. 3, а).

Разрушение рабочих поверхностей зубьев вследствие интенсивного выкрашивания (рис. 3, б) часто называют отслаиванием (происходит отделение от поверхности трения материала в форме чешуек).

На рис. 3, в показана поверхность, разрушенная коррозией. Поверхность чугунного порошкового кольца (рис. 3, г) повреждена вследствие эрозионного изнашивания, которое происходит при движении поршня в цилиндре относительно жидкости; находящиеся в жидкости пузырьки газа лопаются вблизи поверхности поршня, что создает местное повышение давления или температуры и вызывает износ деталей.

Изнашивание подразделяется на три основные группы: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое. Механическое изнашивание наблюдается при механическом взаимодействии материалов изделия; молекулярно-механическое изнашивание происходит в результате механического взаимодействия материалов и одновременного воздействия молекулярных и атомарных сил; коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой.

Механическое изнашивание
Молекулярно-механическое изнашивание
Оценка технического состояния
Поделитесь с Вашими друзьями:

Простои технологических установок в ремонтах составляют от 10 до 15% календарного времени, что существенно снижает их производственную мощность. Неизбежный физический износ основных средств может быть замедлен и работоспособность их поддержана посредством организованных ремонтов.  

Одна из форм простого воспроизводства основных средств — капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных средств. Финансирование капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции. Однако выбор способа отнесения затрат на себестоимость продукции находится в полной компетенции организации (предприятия) и фиксируется в его учетной политике.  
Высокая степень изношенности основных средств может быть вызвана невозможностью их своевременного обновления вследствие нехватки финансовых ресурсов. Высокая степень изношенности не всегда отражает реальный физический износ основных средств, однако является предостережением о возможном возникновении сложностей при недостаточном внимании к инвестиционной политике. В ряде случаев высокий коэффициент износа основных средств может быть следствием высоких норм амортизации, используемых организацией.  
Амортизация для целей учета определяется как снижение полезной стоимости основных средств в результате физического износа. Основные средства могут также снижать свою полезную стоимость в результате морального старения, поскольку появляются новые изобретения и более современное оборудование, которые делают существующее оборудование устаревшим. Издержки, понесенные в связи с приобретением собственности, машин и оборудования, должны распределяться на весь срок предполагаемого использования оборудования с учетом вышеприведенных факторов.  

Физический износ основных средств (фондов) происходит от использования их в процессе производства (от трения, давления и др.), в результате чего основные средства теряют не только свою, но и потребительскую стоимость, и от неиспользования их, вследствие чего они теряют свою потребительскую стоимость из-за воздействия сил природы.  
Физический износ основных средств по причине своего возникновения можно разделить на две группы а) износ основных фондов вследствие их использования б) износ основных фондов по причине их неиспользования.  
Помимо физического износа основные средства и в первую очередь производственное оборудование изнашивается морально, т. е. устаревает раньше, чем наступает их полный физический износ. Предприятие должно постоянно заботиться о своевременной замене или модернизации оборудования и внедрении новых технических средств.  
ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — материальное изнашивание основных средств производства. В результате износа снижается производительность и надежность машин, их работоспособность.  
Размер физического износа основных средств зависит прежде всего от продолжительности и интенсивности их использования. Для измерения степени физического износа основных средств проводится экспертная оценка техниче-  
ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИЙ — см. ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ  
ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — материаль-  
ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — материальное изнашивание основных средств производства, потеря ими физических свойств, качеств, размеров, работоспособности.  
Но снижение производственного потенциала вызвано не только физическим износом основных средств. Другим существенным фактором выступает моральный износ, обусловленный техническим прогрессом и изменением потребности в услугах актива. Принимая во внимание значительное число факторов снижения производственного потенциала актива, представляется весьма сложным определить величину этого снижения за отчетный период и дать ей бухгалтерскую оценку. Одни считают, что услуги актива следует оценивать исходя из его себестоимости, другие — по текущим ценам. Одни доказывают, что амортизацию необходимо измерять по стоимости замены услуг, получаемых от объекта, другие представляют в качестве наилучшей оценки амортизации расходы на поддержание актива в исходном рабочем состоянии. Есть мнение, что наиболее приемлемым способом начисления амортизации выступает метод расчета процентов. Но ни одно из этих решений проблем амортизации несовершенно. Следовательно, для целей финансовой отчетности наиболее предпочтителен самый простой подход — метод равномерного начисления амортизации.  
Физический износ основных средств — потеря потребительской стоимости основных фондов вследствие их интенсивного использования, а также бездействия и воздействия на них естественных сил природы, по причине чего основные средства разрушаются и становятся непригодными для дальнейшего использования.  
И — номинальные инвестиции (капиталовложения) во внеоборотные активы (при этом инвестиции могут быть отрицательными, если, например, в каком-то периоде осуществлялась массовая распродажа внеоборотных активов) термин номинальные означает то обстоятельство, что часть этих инвестиций съедается физическим износом основных средств, (в случае учета только чистых реальных инвестиций, направляемых во внеоборотные активы, из вышеприведенной формулы следует удалить компоненту амортизационных отчислений А ),  
Физический износ основных фондов —это постепенная, по мере участия в процессе производства, утрата ими первоначальной потребительной стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами труда.  
При установлении срока службы необходимо учитывать не только физический, но и моральный износ основных средств.  
Кроме физического износа основных фондов существует моральный износ. Различают два его вида. Первый из них предполагает, что в силу повышения производительности труда стоимость производимых средств труда с течением времени уменьшается. В результате действующая техника теряет стоимость по мере того, как аналогичные машины начинают воспроизводиться дешевле. Потери стоимости основных фондов в результате морального износа первого рода рассчитываются как разность между первоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов в рублях, а степень морального износа первого рода определяется отношением этой разности к первоначальной стоимости.  
Длительное время при решении важных народнохозяйственных задач — формировании новых отраслей, освоении окраинных районов страны, создании крупных территориально-производственных комплексов — в составе капитальных вложений основную долю занимало строительство новых и расширение действующих предприятий. Это отвечало задачам соответствующих этапов развития экономики, но постепенно стало приводить к выделению недостаточных средств действующим предприятиям, что предопределило моральный и физический износ их средств труда, технологий производства и не-  
Основные фонды со временем в процессе производства изнашиваются, утрачивают свои первоначальные эксплуатационные качества. Экономическая сущность явления изнашивания основных производственных фондов заключается в том, что они в процессе производства постепенно переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Различают физический и моральный износ основных фондов. Физический износ происходит как в процессе их эксплуатации, так и под воздействием природно-климатических условий. Степень физического износа основных фондов зависит от конструкции и материала, из которого они изготовлены, интенсивности эксплуатации, качества обслуживания и содержания. По истечении определенного времени основные фонды изнашиваются настолько, что выбывают из строя. Сущность морального износа заключается в том, что средства труда теряют свою стоимость в связи с удешевлением машин и оборудования такой же конструкции или появлением новых, более совершенных и производительных машин и оборудования. Моральный износ означает, что действующие основные производственные фонды становятся экономически неэффективными. Моральному износу в большей степени подвержена активная часть основных производственных фондов.  
Эти показатели измеряются в процентах или в долях единицы и могут быть исчислены как на начало, так и на конец отчетного периода. Очевидно, что увеличение коэффициента износа означает ухудшение состояния основных средств организации. Однако коэффициент износа не отражает фактической изношенности основных средств, а коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости, например, при консервации оборудования, поскольку физически в этом случае основные средства не изнашиваются, но общая сумма их износа увеличивается. Что касается текущей стоимостной оценки основных средств, то она зависит от ряда факторов, в частности, от состояния конъюнктуры и спроса, и поэтому может отличаться от оценки, полученной при помощи коэффициента годности. На сумму износа основных средств большое влияние оказывает принятая в организации система начисления амортизации. При существующей в настоящее время системе учета и отчетности коэффициенты износа и годности дают лишь условную оценку состояния основных средств в общей их массе, что существенно ограничивает возможность их применения для анализа. В целях расширения имеющихся возможностей в отчетности следует отдельными строками выделять износ по активной и пассивной части основных средств, а еще лучше по классификационным группам.  

Различают физический и моральный износ основных средств, полный и частичный.  
Рассчитайте коэффициенты, характеризующие физическое состояние основных средств предприятия коэффициент годности коэффициент износа коэффициент обновления коэффициент выбытия.  
Во-первых, коэффициент износа, строго говоря, не отражает фактического износа основных средств, равно как коэффициент годности не дает точной текущей стоимости их оценки. Это происходит по ряду причин. В частности, на законсервированные оборудование и транспортные средства начисляется амортизация на полное восстановление, т. е. физически эти средства не снашиваются, но общая оценка изношенности основных средств меняется.  
Экономический износ основных средств, исчисленный по нормам амортизации, не соответствует их физическому и моральному износам. Поэтому приведенные проценты износа лишь относительно характеризуют степень изношенности.  
Особого внимания заслуживает и такой элемент фонда возмещения, как амортизационные отчисления. Амортизация начисляется по мере физического и морального износа основных средств. Износившиеся основные средства требуют либо замены, либо частичного восстановления путем ремонта, реконструкции или модернизации. Целям накопления необходимых для этого финансовых ресурсов и служит амортизация.  
Физический износ основных фондов — это утрата ими первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они постепенно приходят в негодность и требуют замены новыми средствами труда того же рода. Так, здания и сооружения подвергаются постепенному старению, машины и оборудование — материальному износу в результате работы на них, коррозии металла и т. п.  
Физический износ основного капитала означает утрату средствами Труда своей полезности, в результате чего они становятся материально непригодными для дальнейшего использования. Этот износ происходит в двух случаях а) в процессе производительного применения (поломка машин, разрушения фабричного здания от вибраций и т.п.) и  
ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — снижение стоимости основных средств по установленным нормам в процессе их эксплуатации. Нормы И.о.с. устанавливаются законодательством. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между первоначальной их стоимостью и суммой начисленного износа. Различают два вида износа основных фондов моральный и физический.  
ИЗНОС, старение, изнашивание вещей, предметов, потеря первоначальных качеств, свойств, которыми они обладали. Вследствие износа средства производства теряют свою работоспособность, ценность, полезность приходится затрачивать средства на их восстановление, ремонт. Износом основных средств называют старение, изнашивание зданий, оборудования в процессе их производственного использования. Различают физический износ, характеризующийся постепенной потерей первоначальных качеств, разрушением конструкций, и моральный износ, связанный с последовательным отставанием ранее созданных основных средств производства от современного технического уровня (моральное старение). См. также Амортизация.  

Оборот основного капитала включает три основные фазы износ, амортизацию, возмещение в натуральной форме. Физический износ основного капитала состоит в изнашивании средств труда. Моральный износ связан с удешевлением средств труда с течением времени либо с созданием новых, более производительных машин.  
С одной стороны, сумма амортизационных отчислений является денежным выражением потери объектами (основными производственными фондами) своих физических № технико-экономических качеств и отражает стоимостную величину их износа. Начисленная сумма износа основных средств, накапливаясь, является источником, необходимым для восстановления окончательно износившихся объектов.  
ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — эксплуатационное или естественное снашивание основных средств. Эксплуатационный износ — результат производственного потребления в процессе эксплуатации основных средств. Есте-  
Участвуя длительное время в производственном процессе, ос-новйые фонды физически изнашиваются, т. е. теряют свои первоначальные качества, что называется физическим износом. Интенсивность снашивания зависит от условий эксплуатации (температуры, давления, скорости реакции и т. д.), конструкции аппаратуры, оборудования и машин, материалов, из которых они сделаны, средств защиты от коррозии и др. Полный физический износ основных фондов означает необходимость их замены, частичный — проведения ремонта, во время которого частично или полностью восстанавливаются первоначальные свойства основных фондов.  
Из примера видно, что основные средства продолжают эксплуатироваться после того, как они были полностью амортизированы. Следовательно, продолжая начислять износ, главный бухгалтер, кредитуя счет Износ основных средств , в нашем примере на 2000 руб., уменьшал на эту же сумму счет Основные средства , превращая его в пассивный. Однако согласно традиции поместить счет Основные средства в пассиве нельзя, поэтому в пассив помещают его контрактивный счет Износ основных средств . Но поскольку износ оказался больше стоимости основных средств, автоматически следует уменьшать и величину средств, вложенных собственником, т.е. Уставный (или Дополнительный) фонд. Итак, с одной стороны, счет Основные средства принадлежит к группе материальных счетов (1.1.1.1.1), а с другой — если из учета изымается номинальный регулирующий контрактив (группа — 1.2.2.2.1), счет Основные средства становится результатным (группа — 1.2.1.2.1). Далее с традиционной точки зрения счет Износ основных средств , являясь контрарным контрактивным счетом, должен регулировать первоначальную оценку основных средств. Однако это не совсем так, ибо счет показывает не величину физического и морального износа, а величину начисленной амортизации, и, следовательно, он выступает не как контрактив к счету Основные средства , а как дополнительный к счету Уставный фонд , являясь носителем самостоятельного амортизационного фонда. Кроме того, пример показывает абсурдность утверждений, что остаточную стоимость можно определить как разность между сальдо счетов Основные средства и Износ основных средств , ибо амортизация, безусловно, финансовый, а отнюдь не материальный процесс. Точно рассчитать приемлемый срок службы объекта практически невозможно, так как заранее нельзя предвидеть ожидаемые сроки службы, условия эксплуатации и, что особенно важно, обстоятельства, связанные с научно-техническим прогрессом, определяющим становится моральный износ основных средств.  
В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ — это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования в производстве. Физический износ основного капитала определяется многими факторами. В первую очередь это продолжительность и интенсивность использования машин и оборудования, особенности технологий производства, где применяется основной капитал, воздействие атмосферных условий, внутренние процессы, происходящие в материале, из которого изготовлены средства труда. Между степенью физического износа и продолжительностью использования основного капита -ла существует прямо пропорциональная зависимость чем дольше время эксплуатации машин и оборудования, тем больше степень их физического износа.  

Износ основных фондов. Виды износа

Особенностью основных средств и нематериальных акти­вов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения. Под износом основных средств и нематериальных активов следует понимать частичную или полную утрату ими своей стоимости и потребительских свойств, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в про­цессе эксплуатации и влияния природно-климатических ус­ловий. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияет ряд факторов:

  • степень нагрузки основных фондов в производственном процессе;

  • качество основных фондов;

  • особенности технологического процесса и степень защи­ты основных фондов от влияния внешних условий;

  • квалификация рабочих и отношение их к основным фон­дам;

  • качество ухода за основными фондами.

Для определения физического износа основных фондов применяют два метода. Один основывается за сопоставлении фактических и нормативных сроков службы или объемов работ, другой — на данных о техническом состоянии средств труда, устанавливаемых в процессе обсле­дования.

Коэффициент физического износа (ИФИЗ) по объему работ можно установить лишь по тем инвентарным объектам, которые обладают определенной производительностью (машины, станки). Этот коэффициент можно определить по формуле:

(10)

где ИФИЗ — процент физического износа;

ТФАКТ — количество лет, фактически отработанных оборудованием;

ТНОРМ — нормативный срок службы (срок полезного использования);

МФАКТ — среднее количество продукции, фактически вырабатываемой за год (фактическая годовая производительность);

М — годовая производственная мощность (годовая нормативная произво­дительность).

Физический износ отдельных инвентарных объектов можно определить и по сроку службы. Этот метод применим ко всем видам основных фондов. Исходя из того допущения, что физический износ происходит равномерно в течение всего срока службы средств труда, коэффициент этого износа может быть определен по следующей формуле:

. (11)

По характеру физического износа и периоду обновления основные производственные фонды делятся на следующие груп­пы:

  • сооружения высокой прочности — плотины, дамбы, тон­нели и т. д. Они отличаются медленным износом и подверга­ются частичному капитальному ремонту через большие про­межутки времени;

  • здания, сооружения, машины, у которых снашиваются отдельные части, периодически восстанавливаемые путем ка­питального ремонта;

  • некоторые виды машин (автомобили, тракторы, комбай­ны и т. д.), элементы и части которых по мере износа подвер­гаются систематическому возобновлению и замене новыми (кроме основных конструкций);

  • некоторые виды сооружений и передаточные устройства (железнодорожные и трамвайные пути, электросети и т. д.), обновление которых происходит непрерывно, посредством пол­ной замены всех элементов и частей;

  • аппаратура, оборудование и инструменты, подлежащие полной замене по истечении срока службы.

Физический износ, возникающий при работе объекта, на­зывают физическим (материальным) износом первого рода. Он является преобладающим и определяет размеры износа, необ­ходимость ремонтных работ и в значительной степени сроки службы объекта.

Однако, ОПФ промыш­ленности изнашиваются не только во время эксплуатации, но и тогда, когда они бездействуют. Физический износ в этом случае возникает в результате естественных физико-химичес­ких воздействий (физический износ второго рода); так, окисляясь кислородом воздуха, ржаве­ют железо и сталь, коррозирует алюминий. Размеры потерь весьма значительны, ежегодные потери металла от ржавчины достигают трети выплавляемого объема.

Основные производственные фонды претерпевают не толь­ко физический, но и моральный износ.

Моральный износ проявляется в потере экономической эф­фективности и целесообразности использования основных про­изводственных фондов до истечения срока полного физичес­кого износа. При этом потеря стоимости происходит незави­симо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Моральный износ бывает двух видов. И тот, и другой явля­ются следствием технического прогресса. Но экономические последствия того и другого различны, и необхо­димость их учета для целей возмещения неодинакова. Вели­чина морального износа как первого, так и второго вида учи­тывается, как правило, в ходе переоценки основных фондов. Моральный износ первого вида заключается в уменьшении сто­имости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Относительная величина морального износа первого вида может быть рассчитана по формуле:

(12)

где ОФПЕРВ – первоначальная стоимость средства труда;

ОФВОССТ — восстановительная стоимость средства тру­да.

Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономич­ных видов машин и оборудования.

При рассмотрении морального износа второго вида выде­ляют частичный и полный износ, а также его скрытую фор­му.

Частичный моральный износ — это частичная потеря по­требительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, когда окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ — это полное обесценивание машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых услови­ях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные опера­ции еще возможны, но они реализуются на более производи­тельных машинах. Устаревшую машину разбирают на запас­ные части или списывают в металлолом.

Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценивания машины вследствие того, что утверждено зада­ние на разработку новой, более производительной и экономич­ной техники.

При традиционной трактовке морального износа рассмат­риваются лишь те изменения потребительной стоимости, ко­торые приводят к изменению экономической эффективности. Однако потребительная стоимость орудий труда характеризу­ется как количеством и качеством продукции, производимой с их помощью, так и условиями труда, которые они обеспечи­вают. Недооценка социальных факторов обедняет содержа­ние понятий «потребительная стоимость» и «моральный из­нос» техники.

Изменение социальных характеристик средств труда мож­но выделить как относительно самостоятельную форму дви­жения их потребительной стоимости, а уменьшение этих ха­рактеристик можно определить как социальный износ.

Величина социального износа средств труда определяется степенью расхождения социальных характеристик данного средства или данной совокупности средств труда с их обще­ственно нормальным уровнем.

Такое расхождение может быть следствием двух причин:

  • вследствие физического снаши­вания данного средства труда изменились его социальные характеристики (например, уменьшилась безопасность, увели­чились вредные выбросы, запыленность рабочего места и т. д.) — социальная форма физического износа,

  • изменился сам уровень общественно нормальных соци­альных характеристик (например, ужесточились нормы осве­щенности рабочего места, предельно допустимые концентра­ции вредных веществ или другие нормы) — социальная форма мо­рального износа.

Социальная форма как физического, так и морального износа вместе составляет единое понятие социаль­ного износа. Таким образом, понятие «социальный износ средств труда» обладает относительной самостоятельностью и играет существенную роль при анализе социально-экономи­ческих процессов, протекающих при обновлении производ­ственного аппарата.

В зависимости от характера воздействия новой техники и технологии на человека (непосредственно на рабочем месте или опосредованно, через окружающую среду) можно выделить две разновидности социального износа: собственно социальную и экологическую. Собственно социальная форма из­носа вызывается появлением новой техники, улучшающей ус­ловия труда, а также изменениями в уровне общественно нор­мальных норм (прежде всего, по условиям труда). Экологичес­кая форма износа вызывается появлением новой техники, которая в меньшей степени, чем прежняя, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также ужес­точением норм и ограничений на степень и характер воздействия производства на окружающую среду.

Разновидности социальной формы износа обусловлены внутренней неоднородностью и многоаспектностью социального износа как формы движения потребительной стоимости средств труда. Экологическая форма износа техники обладает определенной спецификой. Если собственно социальная фор­ма связана с расхождением условий труда с общественно нор­мальным их уровнем на данном рабочем месте, то экологичес­кий износ подчас непосредственно не влияет на локальные характеристики рабочих мест, а связан с глобальными послед­ствиями.

Экологический износ, обладая определенной спецификой, тем не менее, имеет много общего с собственно социальным износом, и его можно рассматривать в рамках единой соци­альной формы. Рассмотрение разных видов социального из­носа приводит к выводу, что экономически более целесооб­разно предотвращать загрязнение окружающей среды и со­здавать с самого начала на производстве прогрессивные ус­ловия труда, чем бороться с последствиями неблагоприятных условий.

В процессе функционирования основных фондов наступает их предельный физический и моральный износ и потребность замены новыми. Механизм переноса части стоимости основ­ных фондов на вновь созданный продукт носит название амор­тизации и позволяет ко времени полного износа накопить де­нежные средства для воспроизводства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх